Предположение о том, что легализовывать "евробляхи" до выборов никто не собирается, находит новые подтверждения. Также стало понятно, почему существующая схема многих устраивает и будет существовать еще долго.

Известный украинский журналист Александр Дубинский опубликовал на своем сайте расследование, которое во многом объясняет не только механизм ввоза автомобилей с иностранной регистрацией без уплаты таможенных платежей, но и выводит на конечных бенефициаров схемы. Если доводы журналиста окажутся правдой, то об изменении существующего положения дел можно забыть, как минимум до выборов.

Читайте также: Роберт Горват оголосив ставки для розмитнення "євроблях"

По подсчетам Александра Дубинского, почти 210 миллионов долларов взяток собрали таможенники на ввозе “евроблях” за 8 месяцев. Также изобретена относительно новая схема ввоза и дальнейшей эксплуатации “евроблях” - через Беларусь. Согласно данных журналиста, на пункте пропуска на границе с Беларусью “Доманово-Мокраны” организован канал легализации “евроблях”, который за 8 месяцев принес взяток на 4 миллиона долларов.

В феврале 2018 года ДФС опубликовало данные о том, что всего за 2017 год в Украину ввезли более 958,5 тысяч автомобилей на иностранной регистрации из которых 209,6 тысяч – авто, ввезенные в режиме “транзит”, то есть через 5 – 10 дней эта машина должна выехать из страны. Оставшиеся приблизительно 748,9 тысяч автомобилей въехали в страну в режиме “временного ввоза”, то есть могут находиться на территории страны до 1 года.

Почему большинство автомобилей ввезено именно как “временный ввоз”, догадаться не сложно. Именно он позволяет вам целый год условно законно ездить на автомобиле по территории страны без растаможки и постановки на учет в Украине.

Только вот беда, гражданин Украины (резидент) не имеет права ввозить автомобиль на год. Украинцы могут лишь ввезти его “транзитом” на 5-10 дней. На год автомобиль может ввезти лишь гражданин другой страны (не резидент).

5 дней за год

Но появился новый очень удобный способ “сделать документы на год”. Схема организованна на Волынской таможне при непосредственном участии самих таможенников и выглядит так:

1. Выбираем автомобиль в Польше или Литве и связываемся с украинским “загонщиком”, который ее привозит из ЕС в Украину. Впрочем, можно съездить за ней и самостоятельно.

2. “Загонщику” на территории ЕС, от польской или литовской компании, выписывается доверенность на право управлять этим авто, по которой он и ввозит машину в Украину через таможенный пост “Ягодин”. Также выписывается несколько пустых бланков доверенностей.

3. Таможенники прекрасно знают загонщиков. Последним при подаче документов в окно таможни на посту, необходимо вложить в паспорт всего 200-300 грн. (если этого не сделать, доверенность могут посчитать фальшивой). Таким образом авто попадает в Украину транзитом на 5 -1 дней.

4. Сразу после въезда в Украину этот автомобиль едет на ближайший таможенный пункт на границе с Беларусью “Доманово”, находящийся в 108 км. от “Ягодина”.

5. Приехав на пункт “Доманово” водитель выезжает с территории Украины, в сторону Беларуси, “закрывая” транзит. По таможенной базе машина теперь числится как покинувшая страну. На этом этапе доверенность, по которой авто ввезли из Польши в Ягодин, теряет актуальность.

6. Дальше этот автомобиль не заезжает в Беларусь, а разворачивается на нейтральной полосе. Через “решал”, находящихся на пункте пропуска, вызывается так называемый “верблюд” - гражданин Беларуси, который и будет тем иностранцем, который как нерезидент ввезет авто на год. Как правило, “верблюды” – это безработные или неблагополучные жители приграничных городов, которые за свою работу получают около 20 долларов.

7. После появления “верблюда”, его данные вносятся в пустой бланк доверенности на право пользования авто от польской или литовской фирмы, чтобы этот автомобиль вернулся на территорию Украины иностранцем на 1 год.

8. Но таможенники не глупые: въехать по такой доверенности на это авто, которое только что выехало, не так-то просто. За это в паспорт нужно вложить 250 долларов. После этого таможня регистрирует временный ввоз этого автомобиля иностранцем на год.

9. Ввезя таким образом авто в Украину, “верблюд” отдает машину, а сам идет пешком назад через границу. Доверенность, по которой он только-что ввез автомобиль в Украину, больше не нужна.

10. Финальной точкой схемы является вписывание в бланк доверенности от польской или литовской фирмы конечного пользователя автомобиля, – украинца, который эту машину и заказал. Но если украинец пригнал машину сам, то доверенность уже есть.

Впрочем, последний этап не важен. Перемещаясь на нерастаможенном автомобиле внутри Украины, водитель обязан иметь при себе и предъявить в случае необходимости сотруднику полиции лишь техпаспорт, водительское удостоверение и страховку. Доверенность может понадобиться только для общения с таможенниками в зоне таможенного контроля.

Читайте также: Куди пропали ввезені в Україну електромобілі

Смысл схемы

За ввоз авто по Волынской схеме, кроме стоимости самого авто нужно оплатить:

- взятку таможенникам на посту “Ягодин” и “Доманово” за закрытые глаза на фальшивые доверенности примерно – 250 - 300 долларов,
- услуги “решал”, “верблюда”, “загонщика” и само выписывания доверенностей – 500-700 долларов.

Не сложно подсчитать, что 1 млн. машин приносит таможенникам около 700 млн долларов взяток. Понимание этой схемы дает четкий ответ на вопрос, почему никто не торопится легализовать “евробляхи” и уж тем более делать приемлемые тарифы на растаможку подержанных автомобилей.

Стоит сказать, что схожая схема действует и на границе с Польшей. Именно там она появилась изначально. Но на поляков уже оформлено слишком много машин. Например, в приграничном Перемышле на всего 17 жителях (верблюдах) числится 12.5 тысяч автомобилей. Ввоз на поляка дороже. За эти услуги европейские “верблюды” берут не 20 долларов как белоруские, а от 40 до 150 долларов.

Схема с белорускими “верблюдами” - монопольная тема Волынской таможни, которая появилась в начале 2017 и местные связывают ее появление с назначением в декабре 2016 начальником Волынской таможни винницкого экс-фискала и депутата Виктора Кривицкого.

Источники Александра Дубинского утверждают, что большая часть суммы полученной от этой схемы поступает именно руководству Волынской таможни. Из примерно 250 долларов взятки за каждое авто, 100 остается на посту, 150 уходит на верх, в кабинеты начальника таможни и его кураторов. По данным журналиста, руководство Волынской таможни дало личному составу распоряжение принимать липовые доверенности по прайсу.

Если бы таможенники работали по-честному, то не могли не заметить, как только что выехавшие транзитные авто через 30 минут снова заезжают по другим доверенностям и с другими водителями, но уже на год. Не могут они не видеть развернутого на нейтральной полосе “бизнеса” по подсадке белорусов и выписывания фальшивых документов.

Чтоб не быть голословным, Александр Дубинский опубликовал часть таможенной базы Волынской таможни, согласно которой только за период июль 2017 – февраль 2018 по описанной схеме ввезли 13 570 автомобилей на европейских номерах. Там очень много людей с одинаковыми фамилиями, которые ввезли в Украину десятки автомобилей. Общий “выхлоп” взяток, по информации Александра, составил примерно 4 миллиона долларов.

Напомним, что виявлено нову нелегальну "схему" розмитнення автомобілів.