Своими подсчетами поделился адвокат Вадим Володарский. Сподвигло его на проведение подобных калькуляций повышение цен на проезд в общественном транспорте.
Читайте также: Порошенко схвалив зниження ставок на розмитнення авто
В приведенном им примере дано: маленький, но не самый экономичный из возможных, автомобиль – “Смарт 0,7”. Реальный расход топлива – 6 литров бензина на сотню. Задача – езда в разные точки Киева. Для простоты расчетов “загород” считать не будем, условной точкой начала поездок возьмём Русановку.
Текущие затраты
Итак, считаем. Средняя стоимость бензина – 30 гривен за литр. По топливу у нас получается 1,8грн / км. Это не все расходы на автомобиль. Есть ещё ремонт и ТО. Специфика “Смарта”: у него небольшой ресурс двигателя до “капиталки”. Где-то от ста до ста пятидесяти тысяч. Стоимость ремонта – 20-30 тысяч гривен в зависимости от состояния. Берём “экстремальный” вариант 30 тысяч гривен ремонта и сто тысяч пробега до капиталки. Ещё тридцать копеек километр. Больше там серьёзных проблем с надёжностью нет, если машина не убитая. Берём такую же сумму на другие ремонты. Получаем в общем 2,4 грн/км. В украинских реалиях стоимостью страховки ГО в наших вычислениях можно пренебречь (но ездить без неё нельзя).
Предположим, нам надо с Русановки на Соломенку, в апелляционный суд. Около десяти километров по спидометру, в зависимости от маршрута. Если едем на машине, мы потратим около 24 гривен.
Если мы едем общественным транспортом, то добираться нам придётся с двумя пересадками наземным транспортом (так как метро на Соломенке нет). И мы потратим с новыми ценами те же 24 гривны.
Предположим, после этого нам нужно на Подол. Около 7 км. На машине 16,8 грн. На общественном транспорте – нужно добираться минимум с одной пересадкой. Практически те же 16 грн. Если мы пополнили метрополитеновскую карточку “дешёвыми” поездками – 14,5.
Читайете также: Чому в Україні авто дорожче, ніж в Європі
Ладно, не будем ездить долго. Возвращаемся после всех наших дел на Русановку. Около 8 км. 19 гривен. На общественном транспорте – та же пересадка (в лучшем случае одна). Те же 16 гривен. Разница невелика.
Это, мы считали не самый экономичный автомобильный вариант. Если наша цель – экономия, у нас есть выбор. Мы можем купить такой же «Смарт», но дизельный, с расходом 3,5-4 л/100 км (говорят, у него и ресурс двигателя больше). И наша стоимость километра пробега на автомобиле падает раза в полтора. Мы можем ездить на небольшой машине с установленным ГБО – затраты по топливу будут меньше раза в два. Мы можем, в конце концов, ездить на лёгком мотоцикле или скутере с расходом топлива 2,5-3 л/100 км. Во всех этих случаях езда на личном транспорте встанет нам дешевле, чем на общественном.
Да, и это мы ещё не рассматривали весьма спорный (и выходящий за рамки темы) вопрос об экономической целесообразности электромобиля.
То есть экономия на общественном транспорте только в одном случае: если мы живём, скажем, прямо возле метро “Лесная”, а работаем прямо возле метро “Святошин”. И больше никуда за день не ездим.
То есть приходим к тому, что финансовым барьером для многих является затраты капиатльные – возможность приобретения самого автомобиля, а не его дальнейшая эксплуатация.
Такси
Теперь про “выгоду” такси. Как формируется тариф UBER, непонятно. Поэтому обратимся к тарифам “Уклона”. В стандарте (а это, как правило, “Ланос”) у них подача 45грн/2км и далее 6 грн/км. То есть наша первая поездка нам обойдётся 109 грн. Вторая 75 грн. Третья 81 грн. Всего 285 грн за день. На автомобиле у нас получилось 60 гривен. Разница (и это мы брали день с не самым большим количеством поездок!) 225 гривен.
Заметим, что эта разница будет больше, если пользоваться UBER (у них выше тарифы), или если личный транспорт у нас более экономичный, один из предложенных выше вариантов. Но и в этом случае стоимость покупки того же “Смарта” по сравнению с вариантом “ездить на такси” отобьётся года за полтора. А сама машина, как материальный актив, в этом случае останется и будет служить дальше.
Да, к вопросу об оплате парковки. Фактически платить за неё приходится процентах в пяти поездок. Когда, к примеру, нужно быть в хоз. суде на Богдана Хмельницкого. О правомерности и справедливости такой платы сейчас, опять же, не рассуждаем. Но если в одной из даже 50 поездок приходится дополнительно заплатить дополнительно 21 гривну за 3 часа парковки, то в общем подсчёте этим тоже можно пренебречь.
Скорость передвижения
О комфорте применительно к сравнению общественного и личного транспорта при этом говорить не будем. А вот о времени сказать нужно. Потому что экономия времени на общественном транспорте, особенно на метро, - ещё один миф. Да, метро не стоит в заторах. Да, предполагается, что наземный общественный транспорт в них стоит меньше за счёт выделенных полос (опять же, вопрос справедливости такого положения оставляем за кадром). Но…
Во-первых, вопрос заторов на 90% решается с помощью приложения-навигатора (или мотоцикла). Преимущество приложения, кстати, ещё и в том, что знаешь примерное время прибытия. Во-вторых, регулярность наземного общественного транспорта, мягко говоря, оставляет желать лучшего.
В-третьих, если мы едем с двумя пересадками, то на то, чтобы: дойти от дома до остановки; дождаться первого вида транспорта; дойти от остановки первого до остановки второго; дождаться второго; то же самое с третьим; наконец, дойти от остановки до точки назначения, - мы теряем время, как минимум, сопоставимое с заторами. То, что “мы идём, а не стоим”, - на самом деле психологическая иллюзия, которой часто пользуются всякого рода “урбанисты” и прочие враги личного автомобиля.
С учётом всего этого – личный автомобиль время всё-таки экономит. По эксплуатационным затратам не критичен, если только это не “Хаммер” с расходом под 30 литров на сотню (там уже плата за удовольствие, это другой расклад). Ну, а о комфорте и говорить нечего. А дальше – думайте сами, решайте сами…