Как ни странно, в общем доступе есть только три-четыре фото этого удивительного микроавтобуса. И чаще всего его считают опытной модификацией прибалтийского РАФ-977 "Латвия". Но на самом деле его название – "Луганск".

Исследовав историю ЛАРЗа – Луганского авторемонтного завода (он же – автосборочный), мы увидели, что это было чрезвычайно мобильное и универсальное предприятие. Оно выпускало большими и малыми сериями поливочные машины, автокраны, мусоровозы, прицепы и полуприцепы, передвижные городки (да-да, именно городки на колесах!) для строителей.

Первые версии ЛАРЗ-977 базировались на ранних модификациях РАФ-977 с “прямым” передком

Собственно, достаточно сказать, что именно здесь выпускали невероятно стильный стеклопластиковый микроавтобус “Старт” – точнее, его луганскую версию (1966 – 1967 гг.). Короче говоря, автобусы и впрямь были самой интересной продукцией. Кроме "Старта", в 1960-1980-е здесь выпускали, например, передвижные стоматологические кабинеты, мобильные медицинские диагностические кабинеты разных типов.

Также интересно: Микроавтобус "Старт": украинский автомобиль, опередивший время

Очень интересными были автобусы для горноспасательных отрядов. Это были своего рода передвижные базы для спасателей, которые выезжали на подземные аварии на шахтах всего Союза. Кроме мест для перевозки и отдыха бойцов-спасателей, эти машины имели встроенное и портативное оборудование – для тушения пожаров, дыхания в загазованной среде, подъема и разрезания металлоконструкций и тому подобное.

Луганский авторемонтный (автосборочный) завод производил также микроавтобусы “Старт” и много техники специального назначения – например, для горноспасателей

Практика изготовления подобных спецмашин на отдельных, относительно небольших предприятиях была распространена не только на территории СССР. Например, в Западной Германии в ту пору подобным образом изготавливали большое количество машин для муниципальной пожарной охраны.

В городе Луганске (Ворошиловградом он еще раз станет в 1969 году и вплоть до 1990-го) выпускали и обычные автобусы, прежде всего – ПАЗ-651 на шасси грузовиков ГАЗ-51.
Поэтому не удивительно, что именно Луганскому авторемонтному заводу поручили выпуск дефицитных микроавтобусов, таких необходимых для тогдашней экономики. Но информации о производстве этого вэна осталось очень мало. Микроавтобус назывался ЛАРЗ-977, по аналогии с рижским РАФ-977. И несколько существующих фото, и немногочисленные воспоминания заводчан подтверждают это: в Луганске выпускали версию “Рафика”. Но каким именно образом – крупноузловая сборка или полноценное производство?

В таком виде Луганский микроавтобус ЛАРЗ-977 выпускался в 1963 году

Журналистам Авто24 с большим трудом удалось найти достоверную информацию: это было полноценное производство, с кузовами собственного изготовления. Рижская автомобильная фабрика РАФ в ту пору была очень небольшим предприятием, с большой долей ручного труда. И при годовом выпуске в 5 тыс. машин хронически не успевало за спросом. Поэтому никакой возможности поставлять в Луганск машинокомплекты для сборки минивэнов у прибалтов не было.

Также интересно: Загадка украинской машины "Заря" осталась нераскрытой

Но технологической документацией с Луганском Рига поделилась, то есть на ЛАРЗе по чертежам Рафа варили каркасы кузовов, обшивали их металлом и начиняли агрегатами ГАЗ-21 “Волга”.

Но воспроизводить на 100 % чужую конструкцию луганчане не стали, дав “бусику” свои черты. Самое заметное отличие – в оформлении передка, который вместо узкого горизонтального выреза под фарами получил характерное трапециевидное “окно” между фарами. А на машинах первой серии была фронтальная панель с меньшим наклоном, подобная такой на раннем РАФ-977. Но в отличие от него, лобовое стекло первых ЛАРЗ-977 было не из двух плоских частей, а панорамное, от “Чайки” ГАЗ-13. И на ранних, и на поздних “Лугансках” была такая недешевая опция, как дополнительные окна на боковых скатах крыши.

Как и сделанный в Латвии РАФ, Луганский ЛАРЗ-977 базировался на агрегатах "Волги" ГАЗ-21

Микроавтобус ЛАРЗ-977 “Луганск” выпускался хотя недолго, но серийно. В 1962 году было сделано 68 машин, в 1963-м – 330 экземпляров. Также 977-е выпускались в Луганске с определенным спецоборудованием. Интересно, что заводская инструкция по эксплуатации ЛАРЗ-977, которой комплектовалась каждая машина, была напечатана тиражом 1500 экземпляров…

Также интересно: Украинский футуристический автомобиль "Старт" получит вторую жизнь