У конструкторов военной техники особые критерии проектирования, и часто они не думают о вещах, которые беспокоят создателей гражданских машин. На примере нескольких образцов мы покажем, какими нестандартными бывают инженерные решения.

Транспорту для армии мало важны такие вещи как дизайн, долговечность, экономичность и тому подобное. Логика войны иная: машина, которая может в любой день и час погибнуть в бою, должна хорошо выполнять свою основную миссию, остальное – на втором и на третьем плане. Поэтому не удивляйтесь, что у некоторых военных транспортных средств такой неожиданный вид.

Laffly S15 (1936 – 1940 гг.)

Французский многоцелевой автомобиль Laffly во всех версиях имел двигатель, вынесенный далеко вперед за переднюю ось. Такова была расплата за привод 6х6 и 4х4 и полностью независимую подвеску, хорошо приспособленную к бездорожью. Но на том же бездорожье невероятно длинный нос был приговором для вездехода – он цеплялся радиатором за каждый бугор. Однако, проблему решили по-солдатски прямо: под радиатором приделали небольшие колеса, которые проворачиваясь при касании грунта, не давали машине зависнуть. Получилось пусть не очень эстетично, однако лишь в версии 6х6 выпустили более 400 машин – и сомнительный дизайн не мешал им таскать 105-миллиметровые пушки по дорогам Второй мировой.

Читайте также: Необычные автомобили Второй мировой войны

Hunting Percival Harrier (1953 г.)

Эта тележка с моторчиком такая страшная из-за того, что она ... складная. Машинка сворачивалась в компактный “чемодан” размером 3,15х0,5х0,9 метра, из которого раскладывалась обратно в автомобиль менее чем за минуту. Британцы сделали этот трансформер для десантных войск, он имел полноценную мягкую подвеску колес (независимую!), бензиновый 0,650-литровый двигатель от мотоцикла и мог перевозить четырех человек. Выпущена машина была лишь небольшой серией.

МАЗ-543 “Ураган” (с 1962 г.)

Могучий восьмиколесный тяжеловоз создавался на Минском автозаводе как носитель баллистических ракет. Поэтому он сразу получил кабину, разрезанную пополам по центральной оси симметрии: в широкую “просеку” посередине прекрасно ложится нос 12-метровой ракеты. В течение нескольких десятилетий конвейерной жизни "Урагана" создано множество его версий и модификаций, официально машина до сих пор не снята с производства. Автомобиль имеет 12-цилиндровый дизель (между прочим, родственник легендарной “тридцатьчетверки”) мощностью 525 л.с., девятнадцать карданов и автоматическую трансмиссию 8х8.

SPA AS37 (1937 – 1948 гг.)

Еще одно по-военному прямое и бесхитростное решение принадлежит итальянцам. Чтобы повысить проходимость армейского грузовика на песчаных дорогах и слабых грунтах, конструкторы применили большие колеса. На самом деле грузовик был не такой уж и простой. У него был привод на все четыре колеса, причем все четыре были управляемыми, а передние еще и имели независимую подвеску! Было построено около 3000 машин, которые в основном использовались на африканском театре боевых действий. Недаром же у модели было собственное имя Autocarro Sahariano – то есть “сахарский автомобиль”.

ТПК ЛуАЗ-967 (1968 – 1989 гг.)

Уникальный по своим качествам автомобиль (производился в Украине!) присутствует в зарубежных энциклопедиях армейской техники, хотя в “родной” Советской Армии о нем знали даже далеко не все офицеры. Машина не то чтобы была очень секретной, да и тираж выпуска был немаленький – около 8000 экземпляров, но в мирное время в армии она использовалась мало. Многое объясняет ее название: ТПК расшифровывается как транспортер переднего края, то есть машина должна была работать прямо под огнем врага.

Читайте также: Купить ЛуАЗ с консервации: мечта или реальность

Поэтому для лучшей маскировки водитель транспортера мог управлять машиной лежа за опущенным рулем. Но главное даже не это – ТПК с его приводом 4х4, блокировкой дифа, “ползущей” передачей и тяговитым двигателем имеет чрезвычайно высокую проходимость. А еще ТПК умеет плавать и имеет для этого соответствующее оборудование вплоть до трюмного насоса.

Albion WD CX33 (1943 – 1944 гг.)

Это удивительное устройство – тягач-перевозчик танков, и отчасти этот факт объясняет наличие двух кабин. В передней ездил водитель с помощником, в задней – оператор лебедки, с помощью которой вытаскивали или транспортировали танк. Конструкторы экспериментировали с приводом и рулевым управлением. Инженеры фирмы Albion испытывали приводы 8х8 и 8х6 и различные схемы управляемых колес: поворачивались влево-вправо или четыре передние колеса, или пара передних и пара задних. Всего сделали два тягача, на которых дело и остановилось. Советские ветераны Второй мировой вспоминают, что британские танки были не столь хороши, чтобы тратить средства на их эвакуацию с поля боя и ремонт – и наверное, сами англичане в конце концов об этом догадались.

Alvis Stalwart (1962 – 1971 гг.)

Рекомендуем: довольно экзотическая вещь, армейский грузовик, который одновременно и амфибия. Обратите внимание – это не транспортер и не спецтехника, а именно грузовик, который научили хорошо плавать. Но несколько несвойственных для грузовиков особенностей здесь все-таки есть. Во-первых, это схема расположения колес и их независимая подвеска, да еще и на фоне полного привода: даешь 6х6! Во-вторых, вместо двери в кабине “Альбиона” есть люки в крыше, через которые водитель с напарником занимают места и эвакуируются в случае опасности. Понятно, что герметизировать расположенные в бортах двери гораздо труднее, чем люки в потолке. Грузовик-амфибия выпущен серией более 1600 штук и стоял на вооружении пяти стран мира.

Итак, может эти и другие армейские автомобили кажутся нам странными внешне и конструкционно. Но можно понять, что вся эта экзотика оправдана главным: они могут хорошо выполнять то, чего ждут от них генералы и рядовые солдаты.

Читайте также: Что общего у ЛуАЗ и Hummer