Ответ прост и лежит на поверхности – интернет пестрит рекламными сообщениями фирм готовых “помочь” в получении нужного документа. Его получение обходится в 360 долларов.
Впрочем, если разобраться подробнее, то цены на сертификаты соответствия могут быть разными. К примеру, за автомобиль, ввезенный из Евросоюза сертификаторы берут около 50 долларов (за признание европейского документа). Это при условии личного присутствия владельца и автомобиля, правильном оформлении всех документов, выстраивании всех очередей и познании прочих прелестей общения с государственными структурами. Брокеры (или “решалы”), занимающиеся легализацией авто, берутся сделать сертификат на автомобиль европейского происхождения за 100 долларов.
Читайте также: Український суд став на бік "євробляхерів"
За автомобиль из США придется заплатить от 360 долларов. Тут схема сложнее: “фирмы-помощники” устанавливают на привезенный из США автомобиль европейскую светотехнику и официально проходят сертификацию. После получения документа родная американская светотехника вновь устанавливается на автомобиль, а европейский комплект фар дожидается следующего желающего получить украинский сертификат соответствия.
Если у сертифицирующих органов возникают сомнения по поводу соответствия авто экологической части стандарта “Евро-5”, стоимость проверки значительно возрастает. Радует, что сомнения должны быть обоснованы. Все европейские авто после 2010 года выпуска соответствуют нормам и не нуждаются в дополнительной проверке. Авто из США, даже выпущенные после 2010 года, могут вызывать сомнения, если они не сертифицированы во всех штатах. Ориентиром служит соответствие экологическим нормам штата Калифорния.
Согласно данным ГФС, только за прошлый год в Украине было растаможено 71,9 тыс. б/у автомобилей. За 5 месяцев 2018 года растаможено 32,9 тыс. б/у авто. Всего получается больше 100 тыс. машин, значительная часть из которых завезены из США. Простое умножение стоимости получения сертификата на количество выданных документов говорит о том, что за полтора года украинцы потратили на сертификацию 20-30 млн. долларов!
И это только та часть, которая касается подержанных авто из-за границы. А в Украине сертифицировать нужно и новые машины. Украинские сертикационные центры должны проверять соответствие новеньких Audi и Mercedes-Benz отечественным стандартам.
Читайте також: чи можуть виникнути проблеми з сертифікатами Audi
Многим экспертам эта ситуация кажется абсурдной. “Если немцы признали, что конструкция Мерседеса или БМВ соответствует всем нормам, то зачем нашим доморощенным сертификаторам повторно сертифицировать авто? То же самое с санитарно-гигиеническими сертификатами! Какой смысл нашим санитарам проверять, не вредна ли для здоровья украинцев кожа салона на Мерседесе или кожаная куртка Харли Дэвидсон?” – пишет на своей странице в FB Олег Назаренко, генеральный директор Всеукраинской ассоциации автомобильных импортеров и дилеров.
По его мнению, у этой проблемы есть очень простое решение. “Мы можем не отменять сертификацию, а просто автоматически признавать сертификаты, которые выдал ЕС, США, Япония и тд.” говорит Олег Назаренко.
Читайте также: Южаніна наполягає на розмитненні "євроблях" за 2 500 – 3 000 євро
Естественно, такое решение облегчит жизнь многим украинцам – им не придется тратить десятки миллионов долларов на бессмысленную процедуру. Но без работы останутся сотрудники сертификационных центров, которые занимаются сертификацией, а также брокеры и “решалы”, которые научились зарабатывать на украинской бюрократии.