
ФОТО: ИСЭ|
Какой недолив дизтоплива на украинских АЗС
В последние недели в Украине ощущается локальный дефицит дизельного топлива. На некоторых АЗС в регионах солярку уже непросто найти. Причина - сложности с поставками в Европе, откуда Украина получает значительную часть дизеля, а также остановка отдельных перевалочных хабов. Нефтетрейдеры прогнозируют рост цен на 1–2 грн/л в ближайшее время.
В таких условиях возрастает риск недолива - соблазн "удержать" цену за счет клиента появляется каждый раз, когда рынок заходит в турбулентность. Чтобы понять, что происходит на самом деле, эксперты Института потребительских экспертиз проверили крупные и региональные сети АЗС на точность отпуска дизтоплива.
Также интересно что заливают в баки под видом бензина А-95
Как проходила проверка и кого включили
Образцы по 2 литра дизтоплива покупали в разных сетях и передавали в аккредитованную лабораторию. Там измеряли фактический объем, переводили к температуре отбора и сверяли с показателями чеков.
В выборку вошли премиальные сети - WOG, ОККО, KLO, AMIC, PARALLEL. Основной акцент сделали на АЗС "второго эшелона" - AVANTAGE 7, CHIPO, BVS, БРСМ-НАФТА, MARSHALL, VST, ФАКТОР, MANGO - а также локальные сети из отдельных городов: SLON, EURO 5, ДИЗЕЛЬ-ДИСКОНТ, AERO 8, АЛЬЯНС.
Все проверенные АЗС продемонстрировали недолив, но важна разница - в рамках законодательства или вне его.
Откуда берется недолив и как работают "схемы"
Эксперты отмечают: технически недолив реализовать несложно. Самые распространенные два варианта:
- калибровка колонки на допустимый предел - закон позволяет погрешность до 0,5%, и нечестный оператор может использовать ее полностью;
- установка микроустройства ("жучка"), которое изменяет показатели на колонке и в кассовом модуле. Такие устройства могут включаться дистанционно и не оставляют очевидных следов.
В крупных сетях с такими практиками борются техническими и IT-решениями. Но на индивидуальных АЗС, где менеджмент имеет большую автономию, такие манипуляции случаются чаще.
Результаты: три "уровня" точности налива
Для удобства эксперты разделили итоги на три уровня.
Результаты исследования точности налива, ноябрь 2025 г., ИСЭ:
|
АЗС |
Фактический отпуск, литров |
% недолива/ перелива |
Стоимость 1 литра топлива, грн |
Стоимость недолива/ перелива перелива, грн./литр |
|
WOG |
1,999 |
-0,05 |
61,99 |
+0,03 |
|
ОККО |
1,997 |
-0,15 |
61,99 |
+0,09 |
|
ПАРАЛЛЕЛЬ |
1,998 |
-0,1 |
54,49 |
+0,05 |
|
КЛО |
1,998 |
-0,1 |
61,79 |
+0,06 |
|
АВАНТАЖ 7 |
1,997 |
-0,15 |
54,95 |
+0,08 |
|
SLON (Одесса) |
1,997 |
-0,15 |
52,70 |
+0,08 |
|
CHIPO (Львов) |
1,996 |
-0,2 |
56,35 |
+0,11 |
|
АМИК |
1,995 |
-0,25 |
58,49 |
+0,15 |
|
BVS (Полтава) |
1,994 |
-0,3 |
58,99 |
+0,18 |
|
ЕВРО 5 (Киев) |
1,993 |
-0,35 |
51,49 |
+0,18 |
|
МАРШАЛЛ (Черкассы) |
1,996 |
-0,2 |
54,49 |
+0,11 |
|
ФАКТОР (Житомир) |
1,994 |
-0,3 |
53,50 |
+0,16 |
|
ДИЗЕЛЬ-ДИСКОНТ |
1,990 |
-0,5 |
53,99 |
+0,27 |
|
VST (Одесса) |
1,990 |
-0,5 |
55,90 |
+0,28 |
|
БРСМ-НАФТА |
1,989 |
-0,55 |
53,50 |
+0,29 |
|
MANGO |
1,973 |
-1,35 |
55,99 |
+0,76 |
|
AERO 8 (Киев) |
1,974 |
-1,3 |
53,99 |
+0,70 |
|
АЛЬЯНС (Киев) |
1,976 |
-1,2 |
54,00 |
+0,65 |
"Зеленый уровень": минимальный недолив - лишь следы от работы пистолета
Сюда попали сети, где отклонение составляло не более 0,15%. Это практически незаметные потери, когда несколько капель остаются в пистолете.
Самый низкий недолив в WOG - всего 0,05% (примерно 3 коп. на литре). PARALLEL и KLO показали близкие результаты - около 0,1%. В этом же диапазоне - ОККО, AVANTAGE 7 и одесский SLON с отклонением до 8 коп./л.
Такие значения встречаются даже в ЕС и связаны с логистическими затратами и температурными колебаниями.
"Синий уровень": в рамках закона
AMIC, CHIPO и MARSHALL продемонстрировали недолив около 0,2% - это 11–15 коп./л. VST и ДИЗЕЛЬ-ДИСКОНТ - в пределах разрешенных 0,5%, что эквивалентно 27–28 коп./л.
Формально это не является нарушением, но потребитель уже чувствует разницу, особенно при большом объеме заправки.
"Красная зона": нарушители
Нарушителей - четверо: БРСМ-НАФТА, MANGO, AERO 8 и АЛЬЯНС. При этом БРСМ-НАФТА превысила норму несущественно, на 29 коп./л. У заправок MANGO ситуация серьезнее - недолив 1,35%, или около 76 коп./л. АЗС AERO 8 и АЛЬЯНС недолили на 70 и 65 коп./л соответственно.
Для грузовиков, которые заливают 500–600 литров за раз, это уже существенные суммы.
Также интересно названы лучшие дизельные авто
Выводы экспертов: массового обмана нет, но риски растут
По словам директора Института Юрия Чернобривца, нынешние результаты показывают: недоливы есть везде, но в основном в пределах технической погрешности или экономии на логистике. Массового злого умысла нет.
Но если дефицит дизтоплива усилится, некоторые АЗС могут перейти к более агрессивным схемам, чтобы удерживать конкурентные цены и компенсировать потери. Это главный риск в ближайшие недели.