По всей Польше на более 50 локациях стартовал общенациональный протест фермеров. Организаторы отметили, что дороги не блокируют, их цель – привлечь внимание к критической ситуации в агросекторе.
Организаторы не скрывают, что ситуация может измениться в любой момент, поскольку заявки зарегистрированы на месяц.
Как пишут Business Insider Polska, Polskie radio и другие польские источники со ссылкой на шеф-менеджеров протеста, такой промежуток во времени позволяет менять формы протестов.
Читайте также Что заработала польская экономика от блокады украинских фур с зерном
Поэтому по команде координаторов протестного процесса фермеры могут перейти к более радикальным действиям и тогда блокада дорог или подъездов к границе неизбежна.
Протест фермеров начался традиционно с завершения фазы осенних полевых работ – урожаи зерна, корнеплодов собраны, а озимые посеяны. Даже остатки кукурузы, что могут стоять до первых заморозков, также смолотили.
Также традиционно протестам предшествовала юридическая основа – организаторы еще в сентябре направили письмо министру сельского хозяйства с 22 требованиями, но ответа до сих пор не получили. Поэтому появилось основание зарегистрировать заявки на протесты, как это предусмотрено законом.
Осенние протесты проходят под патронатом нескольких отраслевых организаций и ассоциаций. Фото: Магда Патер, Agencja Wyborcza.pl
Как и в предыдущие годы, среди важнейших требований – создание системных решений для защиты польского сельскохозяйственного рынка.
В пятницу состоялась своеобразная репетиция, поскольку большинство акций продолжались около двух часов – фермеры проехали тракторами по улицам городов, погудели, создавая пробки и тормозя трафик, и разъехались.
Читайте также Блокада границы возвращается: польские фермеры заблокировали пункт пропуска
К протестам присоединились "Сельскохозяйственные круги", "Солидарность RI", Национальная ассоциация производителей сахарной свеклы и местные инициативные группы.
Тракторы с флагами появились вдоль ключевых трасс – DK10, DK20, DK22, S5 – а также в Поморском, Варминско-Мазурском, Лодзинском и Мазовецком воеводствах.
Забастовки объявлены до середины декабря. Организаторы протеста требуют отменить соглашение со странами Меркосур (по импорту зерна, мяса и т.д. с южноамериканского континента) и традиционно протестуя против наплыва продукции из Украины.
Фермеры указывают на значительное падение цен, в частности на пшеницу, кукурузу и сахар, от чего сельскохозяйственное производство в Польше становится убыточным, потому что Украина завалила Польшу своей продукцией.
Читайте также Польские фермеры за блокадой границы забыли об обновлении тракторов
Редакция Авто24 по поводу "завалила Польшу продукцией" провела собственное расследование, обратившись к статистике Государственной таможенной службы Украины. Утверждение о том, кто кого завалил продукцией, немного разбегается с заверениями трактористов.
За 10 месяцев Украина экспортировала в Польшу товаров и услуг на 4,2 млрд долларов. Зато импорт из Польши достиг 6,4 млрд долларов. Разница в $2,2 млрд в пользу нашей соседки очевидна и свидетельствует о том, что Rzeczpospolita Polska продает и зарабатывает на украинском рынке значительно бельше, чем мы там.
Наибольшее количество протестов – почти 40 – состоялась в Западнопоморском воеводстве. Фото: Петр Ковала
По большому счету, Польше жаловаться на плохой торговый оборот с Украиной не стоит, потому что она продает Киеву своих товаров и услуг даже больше Германии. С января по конец октября та поставила в Украину продукции только $5,4 млрд.
Протестующие традиционно требуют от правительства компенсации за низкие закупочные цены и поддержки расходов на топливо и энергоносители. Если этого не произойдет, то они не исключают возможности снова выйти на дороги в ближайшие недели.
Читайте также Польские перевозчики собираются перекрыть важный пункт пропуска с Украиной (обновлено)
В редакции Авто24 таким требованиям с запугиванием о "возможном изменении формы протестов" дали собственное определение – шантаж. Тем более, что в самой Польше большой поддержки национальному протесту фермеров не наблюдается.
Особенно недовольны такими действиями водители, которые в прошлую пятницу из-за появления на улицах тихоходных тракторов столкнулись с пробками, замедленным движением и объездом мест концентрации тракторов на улицах и дорогах.
Комментарии в социальных сетях относительно очередного старта протестов не очень одобрительные для фермеров. Добрых три четверти водителей негативно отнеслись к такой форме фермерского несогласия. От ругани водители и сограждане удержались, но намек на это есть.
"Если вы протестуете против политики, то идите к политикам, а не на дороги", – примерно такая основная фабула в упреках водителей.
Читайте также Польша вводит водителям другой лимит алкоголя и зеленую наклейку на стекло
Требования "трактористов" слишком невыполнимы. Что-то, конечно, будет выполнено, но далеко не все и не сразу – классика противостояния. Поэтому, блокирование движения фермерами на польских дорогах не за горами. Оно также будет классическим – на дорогах, ведущих к украинской границе.
На границе с Германией на западе, с Чехией и Словакией на юге пробок традиционно не будет, потому что там могут рассердиться за такой беспредел.