Культура дополнительной шумоизоляции автомобиля несправедливо отошла в тень вместе с отставкой многокомпонентных аудиосистем. "Авто 24" вспоминает, как это было, и напоминает, что часто автовладельцы "делали шумку" своими силами.
Надо понять сразу: одной только "шумкой" комфорт бюджетной машины нельзя поднять до уровня премиум-класса. Потому что на акустический комфорт оказывает влияние целый комплекс конструктивных решений (о них мы упомянем ниже), недоступных для дешевых автомобилей. И тем не менее, качественно выполненная дополнительная вибро- и шумоизоляция способна существенно "обесшумить" интерьер.
Максимальный эффект дает нанесение на кузов и обивку как вибродемпфирующих, так и шумопоглощающих материалов. Производители подскажут материал для каждой зоны кузова.
Читайте также: Подозрительные звуки в авто: как должны звучать агрегаты
Больше всех в автомобиле звучит двигатель – в нем происходит больше всего процессов, где детали и вещества взаимодействуют друг с другом. Вибрации – а значит и звуки – также издают агрегаты с валами и шестернями. Настоящую какофонию может устроить подвеска, ведь она сглаживает колебания колес и их удары о неровности.
Кроме вышеназванных источников вибраций и звуков, есть еще их, так сказать, “усилители”. Это панели кузова и отделки, которые “ловят” резонанс, и свободно подвешенные мелкие детали – жгуты проводов, шланги, тросики управления.
Виброизоляцию можно наносить с “пробелами” – она и так довольно эффективно задемпфирует панель.
Конструкторы начинают сражаться с вибрациями и шумами еще на этапе проектирования. Внутренние панели кузовных деталей получают не понятные для нас вырезы и отверстия (почему-то их называют технологическими), выштамповки и ребра. В подвижные детали встраивают резиновые втулки и подушки, а быстро вращающиеся детали тщательно рассчитывают по форме и балансируют. Провода и подобные им "подвешенные" в пространстве элементы пытаются зафиксировать, утяжелить чем-либо или укрыть мягким материалом.
Важно, чтобы на металле не было коррозии, пыли и жира. Прикатывать материал надо так, чтобы под ним не осталось воздушных пузырей.
Читайте также: Музыка в салоне: как самостоятельно организовать качественный звук в автомобиле
Автомобилю можно “сделать шумку" полностью или частично, никто не запрещает также провести эту работу поэтапно. Основные шаги следующие.
Как видим, практически все виды шумоизоляции связаны с разборкой интерьера, а это процесс непростой. Поэтому, чтобы не выполнять эту работу дважды, следует готовиться к комплексному "обесшумливанию" той зоны, которая оказывается под демонтированной обивкой.
У многих нынешних моделей заводская "шумка" далека от идеала. Неопытные автомобилисты не догадываются об этом, пока не проедут на машине более высокого класса.
Полностью поддерживая идею дополнительной шумоизоляции, мы хотим напомнить золотое правило инженерии: не дорабатывай конструкцию до тех пор, пока она не приведена в порядок в своем первоначальном состоянии. То есть, прежде всего, нужно отремонтировать и отрегулировать все узлы и агрегаты, которые при работе издают лишние шумы и вибрации. Как правило, это двигатель, выхлопная система, трансмиссия, шарниры подвески, колеса. И только когда все механизмы и каждая отдельная деталь в автомобиле будут работать “по-заводски”, тогда дополнительная шумоизоляция даст реальный, заметный эффект.
Читайте также: Новые звуки в салоне авто во время движения: что они означают