Мы тоже раньше не знали, что самый интересный и необычный автомобиль на одной шестой части суши сделали в Украине. И более того – в городе, который с автомобилестроением мы никак не связывали.
Совершенно необычный, с виду громоздкий и неповоротливый, этот автомобиль вошел в историю как неустрашимый “проходимец”, способный преодолевать пересеченную местность, грязь, снег и большие водоемы. Причем делал он это не сам по себе, а с несколькими тоннами груза “на плечах”.
Читайте также: Тяжелый интернационал: каким был первый КрАЗ
То, какая это удобная и полезная вещь – амфибия, военные армий всего мира поняли во время Второй мировой, когда каждая мало-мальски заметная речка становилась целой проблемой, вызывала многотысячные потери и задерживала наступление могучих армий. Для решения проблемы придумали универсальные транспортные средства, которые могли бы обеспечить переправу сходу, без перевалки бойцов и снаряжения с берега на плавсредства и потом (в случае успешного преодоления водоема) с его борта назад, на берег.
Удачная форма корпуса БАВ содействовала его высокой проходимости на суше и приемлемой мореходности на воде
Поэтому в первые же послевоенные годы армия заказала промышленности несколько амфибий: маленькую, побольше и совсем большую. Вот эту самую большую и поручили новому автомобильному заводу, который только начали отстраивать в украинском городе Днепропетровске. (ДАЗ – вы тоже раньше не слышали о таком автопроизводителе? Мы расскажем о нем в скором времени).
Коллектив конструкторов подобрался самого высокого класса – в стране, только вчера выигравшей войну, которую историки назвали “войной моторов”, проблемы с хорошими инженерами не было.
Амфибия ДАЗ-485 базировалась на шасси ЗИС-151, ГАЗ-63 и БТР-152, но в целом земноводная машина была намного сложнее каждого из них
Возглавил заводское КБ сам Виталий Андреевич Грачев – человек, создавший первую отечественную полноприводную технику и лучшие послевоенные вездеходы: комфортабельный ГАЗ-61, легендарный фронтовой внедорожник ГАЗ-67, броневик БА-64, продержавшийся в производстве 36 лет “крокодил” ЗИЛ-157, ракетоносец ЗИЛ-135, непревзойденные “Синие птицы” и прочие знаковые модели.
Кроме лучшего интеллектуального потенциала разработчики получили в свое распоряжение агрегатную базу армейских грузовиков ЗИС-151 и ГАЗ-63, бронетранспортера БТР-152, а также американский плавающий транспортер GMC DUKW-353 в качестве объекта для подражания. Заокеанский аппарат закупался нашей армией по ленд-лизу и хорошо показал себя при освобождении Украины, Беларуси и европейских стран.
Читайте также: Made in Lviv: когда ЛАЗ был лучшим автобусом Европы
Днепропетровские конструкторы сумели объединить воедино герметичный кузов-понтон, раму грузовика и трансмиссию БТР-152. Компоновка транспортного средства осталась классической: под палубой в носовой части поместилась рядная “шестерка” от ЗИСа (110 л.с.), в трюме под полом рубки водителя скрывается 5-ступенчатая МКП, “раздатка” и коробка отбора мощности. И уже от них к корме тянется целый пучок приводных валов – к каждому ведущему заднему мосту, гребному винту, лебедке, двум насосам. Персональный кардан имел и передний мост – тоже ведущий, а всего карданов было девять.
За чертежи засели в конце 1948 года, а теплой июльской ночью 1949-го первый воплощенный в металле экземпляр окунулся в воды Днепра – начались ходовые испытания.
Поначалу новую армейскую амфибию старались прятать от людских глаз, но позднее машина стала открыто перемещаться по дорогам и водоемам
Получившийся автомобиль назвали ДАЗ-485, в годы серийного производства на ЗИЛе он стал ЗИЛ-485, а в армейских документах его именовали БАВ – большой автомобиль водоплавающий. И он правда был большой - на его платформе помещался армейский грузовик ГАЗ-63, 85-миллиметровая пушка или 122-миллиметровая гаубица с боевым расчетом. Если мерять тоннами, то грузоподъемность на плаву достигала 3,0 тонн, а если пехотинцами, то под брезентовым тентом БАВа помещались 28 мотострелков с личным оружием.
Важное отличие от американского аналога в конструкции кормовой части. Здесь сделан откидной борт (герметичный в закрытом состоянии) с аппарелями, по которым техника сама заезжает на грузовую платформу амфибии. Размещенная в трюме лебедка может подавать трос как вперед, так и назад, что повышает внедорожные возможности машины. Кроме функции самовытаскивания, лебедка умеет затаскивать грузы в кузов.
Читайте также: Каким был первый “Запорожец”: пять секретов “горбатого”
Кстати, грузовое отделение и рубка экипажа имеют систему отопления. На палубе в носовой части крепится спасательный круг, а кроме того, съемные подушки сидений обоих членов экипажа сделаны из нетонущего материала и тоже могут служить средством спасения.
БАВ (от же ДАЗ-485) во время испытаний в Крымских горах
Для откачки воды, которая неизбежно просачивается в кузов, имелось два приводных насоса и один ручной, аварийный, их производительности хватало, чтобы избежать затопления при пробоине в корпусе площадью 500 кв. мм.
И инженерам, и рядовым потребителям известно, что предметы двойного назначения не бывают одинаково хороши в обеих ипостасях. Но в случае в БАВ имеет место исключение – автомобиль хорошо ездит и неплохо плавает. Пониженная ступень в раздатке, все ведущие колеса и толковое распределение нагрузки на них обеспечили замечательную проходимость. И это важно не только для движения по грязи и снегу, но и при выезде из воды на берег – обычно это слабое место всех амфибий. Когда грунт под колесами совсем уж слабый, централизованная система регулировки давления в шинах позволяет приспустить колеса до 0,7 атм, и машина не вязнет. Машине под силу подъемы до 32 градусов, на ровной дороге она развивает 73 км/ч, на плаву – 10,7 км/ч, что очень неплохо для такого монстра.
Читайте также: Что сегодня модно коллекционировать: самые редкие ретромашины
Учитывая специфику применения амфибии в условиях, когда ей приходится ходить по самым разным водоемам и в неподготовленных местах, конструкторы хитроумно спрятали гребной винт и руль от камней и водорослей в глубоком тоннеле.В процессе превращения автомобиля в катер конструкторам попутно пришлось решить целую прорву непростых задач: загерметизировать десятки выводов валов и приводов из корпуса, организовать второй, водо-водяной радиатор охлаждения двигателя для движения на плаву, позаботиться о швартовых концах и даже морских ходовых огнях…
Когда возникала потребность, ничто не мешало использовать эту амфибию как обычный грузовик высокой проходимости
Днепропетровцы создали замечательный плавающий автомобиль. За годы его производства (1952 – 1962 гг.) было выпущено 2029 амфибий БАВ. Говорят, что после массового списания их из армии в 1970-х годах ни один экземпляр не был сдан в утиль, все машины передали, как тогда говорили, в народное хозяйство – настолько востребованными, настолько долговечными и надежными они оказались.
Читайте также: Каким был первый украинский автомобиль