Человеческий фактор при разминировании полей на освобожденных от врага территориях отбрасывать не стоит: как бы саперы ни старались, но стопроцентную очистку участков от взрывоопасных предметов достичь будет сложно. Поэтому первые почвообрабатывающие операции после разминирования желательно переложить на роботизированную технику…
Вывести в поле обычные колесные и гусеничные тракторы в местах бывших боев придется не скоро, поскольку почти 8 млн га пахотных земель заминировано. Их возвращение в безопасное обращение будет поэтапным и только после того, как нашпигованную минами и снарядами землю специалисты освободят от смертоносного металла.
Сразу посылать аграрные машины в поле после зачистки можно, но не желательно, поскольку остается угроза, что где-то смертоносный предмет останется и бабахнет под гусеницей, колесом или плугом. Несмотря на тщательную внимательность и совершенство приборов поиска какая-то десятая или сотая доля процента угрозы остается. И здесь возникает вопрос: как в такой ситуации избежать опасности и уберечь наших механизаторов?
Читайте также Тест за рулем ЮМЗ, являвшийся близким родственником ракет
Обычные тракторы «Белорус», ЮМЗ, ХТЗ и более современные John Deere, Claas, Case или New Holland перед минами и хитрыми ловушками бессильны – горят и разлетаются в куски. Механизаторы с такой вспашки, боронования, дискования или другой почвообрабатывающей операции не всегда возвращаются целыми, даже на зачищенных площадях могут подвергаться опасности.
При всем старании этих людей стопроцентную гарантию о полном разминировании того или иного участка никто дать не может. Фото: ГСЧС
Единственным спасением может быть запуск на первые после разминирования почвообрабатывающие операции роботизированной техники, которая в беспилотном режиме интегрирована с системой GPS или управляется дистанционно.
Такие беспилотники, как утверждают специалисты, не обязательно иметь в каждом хозяйстве. Поскольку поля будут вводиться в обращение поэтапно, одного автономного трактора хватит на два-три села. Где специалисты дали добро – там и работает машина, а потом перемещается к соседям.
Читайте также Тракторы и комбайны будут проходить техосмотр
Уже подсчитано, что от простоя земли из-за заминированных пахотных полей Украина ежегодно будет терять при самом мягком раскладе более 800 млн долларов. Только за прошлый год страна по приблизительным подсчетам потеряла 8,7 млрд долларов.
На всех европейских специализированных выставках такая почвообрабатывающая техника демонстрируется постоянно – колесная и гусеничная. Конечно, с классическими широкозахватными посевными агрегатами, многокорпусными плугами, боронами, культиваторами такие тракторы не ходят, но с трехметровым по ширине орудием они будут работать, не подвергая механизаторов опасности.
Из не столь большой палитры производителей в первую очередь можно выделить компанию AgXeed из Нидерландов. В ее продуктовой линейке есть несколько автономных машин для полевых работ, но наиболее подходящим в наших условиях может быть гусеничный AgBot 5.115T2.
Автономный гусеничный трактор сельскохозяйственного назначения AgBot 5.115T2 для работы с передними и задними навесными или прицепными орудиями. Фото: AgXeed
Эта мощная машина сделана для широкого комплекса сельскохозяйственных работ практически со всеми почвообрабатывающими, посевными, кормозаготовительными и другими агрегатами. Главное, она имеет очень нужный фронтальный блок гидроцилиндров для подвески рабочего органа или противовеса.
Читайте также В бак трактора можно лить аммиак вместо солярки.
Именно это и выделяет автономный трактор, поскольку передняя навеска может стать буфером между машиной и каким-то образом незамеченной миной, которая сработает под лезвием клыка, ножа, диска или опорным колесом фронтального орудия. Поскольку здесь нет ни кабины, ни механизатора, для человека это безопасно.
Вот так в поле работают роботизированные тракторы AgBot 5.115T2. Фото: AgXeed
Грузоподъемность передней подвески, которую автономный трактор будет катить перед собой, достигает 3 т. Ее массы достаточно для активации не только затившейся противопехотной, но и противотанковой мины. Главное в том, что при этом механизатор не подвергается опасности.
Читайте также: Трактор ЛуАЗ все-таки в украинской истории был
Впереди стоит классический трехточечный блок навешивания категории 2 (крюки категории 3). Задняя стандартная тракторная навеска способна работать с тяжелым 8-тонным агрегатом. Там также трехточечная схема навешивания с крюками категории 3.
Беспилотный AgBot считается мощной и хорошо оснащенной техникой. В его моторной нише стоит проверенный временем двигателем Deutz мощностью 156 л.с., на кузове прикреплены оптические сенсоры и датчики распознавания помех, GPS и т.д.
Читайте также Выбираем мини-трактор для собственных нужд
Упомянутая система помех имеет несколько датчиков. В верхней части машины расположен датчик LIDAR. Ультразвуковые и радарные датчики встроены в защитный бампер. Кстати, бампер здесь очень чувствителен из-за упрятанных в нем сенсоров прикосновения, сразу реагирующих на любое препятствие.
Вот так в поле работают роботизированные тракторы AgBot 5.115T2. Фото: AgXeed
Дополнительные характеристики машина с клиренсом 42 см получает от переменной регулировки ширины пути, начиная от 1900 до 3000 мм и даже до 3200 мм. Этот показатель зависит от типа шасси и размера гусениц, ширина которых может составлять от 300 до 910 мм.
А здесь в поле размеренно и продуктивно работает рой колесных беспилотных машин AgBot W4 и AgBot W3 – нам бы такие парки техники. Фото: AgXeed
Колесные модели AgBot W4 и AgBot W3 также подошли бы украинским полям, но они из-за резиновых колес более чувствительны к агрессивной среде. Имеются в виду не только мины, но и острые обломки от них и снарядов. При собственном весе 3,2 т наезд на столь острый кусок уже становится проблемой.
Читайте также Трактор ДТ-20 еще не такое может
Большие и малые колесные роботизированные машины для различных сельхозопераций имеет ряд других производителей. В той палитре можно выделить John Deere, чья почвообрабатывающая, кормозаготовительная, зерноуборочная техника в Украине в большом спросе.
Автономные тракторы у JD уже есть и работы в этом направлении ведутся очень активно: взят курс на создание к 2030 году техники с высоким уровнем автономности по принципу "чувствуй и действуй". Его нынешние тракторы уже ходят по полям и постоянно совершенствуются.
Камеры с высоким разрешением, разработанные компанией John Deere, являются основными датчиками вокруг машины. Фото: John Deere
"Идея заключается в том, что мы находим способы с помощью новых передовых датчиков, камер, компьютерного зрения, машинного обучения, чтобы заставить машины делать больше. Мы используем одни и те же методы во всех продуктах. Мы накопили опыт и унифицировали камеры, процессоры и, в частности, наши продукты используют компьютерное зрение, связанное с машинным обучением», – рассказывает вице-президент по автоматизации и автономии John Deere Хорхе Херо.
В поле такой трактор работает автономно. Фото: John Deere
John Deere уже имеет добротно созданный электрический трактор с аккумуляторной батареей емкостью 1000 кВт*ч, который может работать полностью автономно. В этой машине есть одна изюминка: к автономному трактору может подвешиваться кабина, так что тракторист спокойно поведет технику из машинно-тракторного парка в поле по дороге общего пользования.
...а вот по дорогам общего пользования с поля или на поле такую машину отведет тракторист. Фото: John Deere
Связь между кабиной и трактором осуществляется посредством беспроводного соединения. Уже в поле кабину можно отсоединить как обычную переднюю навеску и использовать ее как офис, откуда следить за одним роботом или целого роя таких машин.
Основные интеллектуальные устройства автономных тракторов John Deere:
Конечно, иметь колесные или гусеничные беспилотные аграрные машины для наших земледельцев было бы очень знаково - в приоритете безопасность человека на зачищенных полях с еще кое-где затаившиимися опасными предметами. Есть большая надежда, что уже вскоре весь мир будет помогать Украине финансами на приобретение такой техники и поставками роботизированной техники так же, как сейчас снабжает ВСУ бронетранспортерами, танками, транспортными и инженерными машинами.
В это верится, ведь речь идет не только о сохранении жизни наших земледельцев, но и о продовольственной безопасности всего мира.
Вот из таких больших и маленьких клочков плодородной земли Украина кормит половину мира. На снимке поле на окраине древнего Звягеля. Фото: Валентин Ожго