ФОТО: Фрипик|
Не любой бензин на АЗС стоит заливать в свои авто
Недавно парламент принял закон, которым предусматривает постепенное увеличение налогов на топливо. Впрочем, не все захотят их платить – а значит увеличится оборот “теневых” схем и недолива и фальсификации топлива на АЗС.
Пока что за счет снижения глобальных цен на нефть, бензины и дизель подорожали не критично, в отличие от автомобильного газа. Что сейчас происходит с качеством самого популярного бензина А-95, действительно ли на рынок хлынула волна "бодяги", проверили эксперты Института потребительских экспертиз.
Также интересно сколько "дизеля" не доливают на украинских АЗС
Проверка образцов "девяносто пятого" проводилась на всей территории страны, в крупных городах и вдоль трасс. Оказалось, что в целом катастрофы с качеством пока не произошло, но многочисленная группа сетей АЗС все же продает не качественное топливо.
Пробы бензина А-95 были приобретены в крупнейших всеукраинских сетях (УКРНАФТА, SOCAR, ОККО, AMIC Energy, ANP, SHELL, БРСМ-Нафта), а также у серьезных региональных игроков (столичная KLO, на юго-востоке PARALLEL, на Днепропетровщине VOSTOKGAZ, ФАКТОР, харьковские MARSHALL и SVR, запорожская ZOG, полтавская BVS, одесская VST).
Эксперты посетили также и небольшие сети, которые оперируют также в райцентрах и небольших городах (MAN GO, MARKET, ESKO).
Эксперты традиционно разделили результаты, полученные в лаборатории на группы – "зеленую", "синюю" и "красную". В первую попали сети, результаты которых соответствовали нормативам Евро-5, "синюю" – образцы без нарушений, но "без запаса прочности", то есть на грани разрешенных значений. И наконец, "красная" – сети, топливо на которых не соответствовало нормативам профильного ДСТУ. Образцы были проверены по основным параметрам – октановое число, содержание серы и объемные части ароматических углеводородов и бензола.
Все отобранные на АЗС образцы бензина проверялись в сертифицированной лаборатории. Фото wayhomestudio с Freepik
АЗС |
Октановое число (опыт. метод) |
Содержание серы, мг/кг |
Объемная доля ароматических углеводородов, % |
Объемная доля бензола, % |
Норматив по ДСТУ 7687:2015 |
> 95 ед. |
< 10 |
< 35 |
< 1,0 |
SOCAR |
95,8 |
5 |
26,6 |
0,72 |
УКРНАФТА |
95,7 |
5 |
25,3 |
0,75 |
AMIC Energy |
95,7 |
5 |
25,8 |
0,60 |
KLO |
95,5 |
6 |
26,4 |
0,61 |
VOSTOKGAZ (Днепр, Кривой Рог) |
95,5 |
7 |
25,4 |
0,70 |
PARALLEL |
95,5 |
8 |
29,7 |
0,64 |
SVR (Харьков) |
95,6 |
7 |
27,7 |
0,85 |
ОККО |
95,2 |
5 |
30,2 |
0,74 |
ZOG (Запорожье) |
95,4 |
7 |
32,4 |
0,80 |
ФАКТОР |
95,0 |
10 |
28,3 |
0,93 |
БВС |
95,7 |
9 |
33,0 |
0,9 |
SHELL |
95,3 |
10 |
28,0 |
0,5 |
БРСМ-НАФТА |
94,5 |
8 |
8,8 |
2,2 |
MARSHALL |
95,3 |
10 |
36,0 |
0,96 |
ANP |
95,3 |
10 |
12,4 |
1,1 |
VST (Одесса) |
95,1 |
10 |
25,7 |
1,2 |
РЫНОК |
95,5 |
12 |
30,2 |
0,64 |
ESKO (Киев) |
95,3 |
10 |
36,2 |
0,92 |
MAN GO |
94,5 |
13 |
35,7 |
0,7 |
Зеленая группа
"Зеленая" группа лидеров остается стабильной. Крупные частные сети (SOCAR, AMIC Energy, ОККО, KLO) в очередной раз подтвердили свой статус ответственных и технологических компаний, на которых практически исключено появление не качественного бензина. Но и государственная УКРНАФТА, которая значительно расширилась в последнее время за счет конфискованных активов, не отстает. Компания активно совершенствует свои станции, вкладывается в логистику и контроль качества. И похоже, это у них получается.
Удивило экспертов довольно значительное количество региональных игроков из восточных регионов страны. Несмотря на приближенность этих регионов к фронту, и соответственно, удаленность от западных границ, откуда идет львиная доля поставок топлива, в этих сетях не допускают компромиссов с качеством. Казалось бы, нет контроля, "война спишет" – но нет. Поэтому сети PARALLEL, VOSTOKGAZ, SVR и ZOG как минимум заслуживают уважения своих клиентов.
Кстати где заправить авто действительно качественным топливом
Показатели бензинов всех членов "зеленой" группы превышали требования ДСТУ. Эксперты начали с замеров октанового числа, которое является главным параметром для безупречной работы двигателя. Значение должно быть не ниже 95 единиц. Наибольший показатель зафиксирован у "девяносто пятого", приобретенного в сети SOCAR, бензин в этой сети почти 96-й (95,8 ед.). Отличные результаты также в AMIC Energy и KLO (по 95,7 ед.). При таких показателях октанового числа двигатель работает ровно и отдает полную мощность, а расход топлива меньше. Другие участники тоже имеют запас октана около 0,5 единицы.
Далее померили содержание серы – наиболее вредного для двигателя и экологии вещества. Чем больше ее в топливе, тем меньше будет ресурс двигателя, его беспроблемная эксплуатация. Также это важно для людей в городах, ведь оксид серы, который выбрасывается с выхлопом авто, отравляет воздух на улицах. 10 мг/кг – максимум, который допускает норматив Евро 5. Сразу в четырех образцах (SOCAR, AMIC, ОККО, УКРНАФТА) серы оказалось почти вдвое меньше – всего 6 мг/кг. Также значительно ниже норматива серы было в бензине KLO.
Что касается содержания ароматических углеводородов, то у всех участников этой группы значения в пределах нормы, наименьшее количество у VOSTOKGAZ и УКРНАФТА – лишь чуть более 25%, при требовании не более 35.
Чтобы определить состав бензина, проводили химические пробы. Фото Freepik
И наконец, определили еще один важный показатель – содержание бензола. Этого токсичного вещества в бензине должно быть как можно меньше, поскольку увеличение его количества "убивает" катализатор, и также может уменьшить ресурс двигателя до десяти раз. Наиболее "чистый" бензин – в AMIC Energy (0,60 % при норме не выше 1%), низкие значения зафиксированы в PARALLEL и KLO. Вывод экспертов – вышеуказанное топливо является заводским, которое транспортировалось и хранилось согласно нормам и не подвергалось внешнему вмешательству.
Синяя группа
В "синюю" часть таблицы попали SHELL, а также региональные ФАКТОР и BVS. Бензины А-95 на этих заправках соответствовали нормативам ДСТУ, но с показателями, вплотную приблизились к предельным нормам. В основном это касалось содержания серы – почти во всех 10 мг/кг при предельных 10.
Красная группа
В "красной" группе нарушителей те же, что и всегда. В общем, как и в прошлом исследовании, треть всех образцов, проверенных в лаборатории, имела нарушения качества. В "красной" зоне оказались крупные сети БРСМ-Нафта, ANP, MARSHALL и региональные игроки VST, MAN GO, MARKET, ESKO. К счастью, на этот раз нарушения были не рекордными. Только два образца имели превышение содержания серы, которую невозможно удалить из топлива в не заводских условиях.
Превышения не были "смертельными" – в А-95 из сетей MAN GO и MARKET содержание 13 и 12 мг/кг соответственно, при норме не выше десяти. Это неприятно, но и не так, как в прошлом исследовании, когда в одной из проб было зафиксировано превышение в 380 раз. Прогресс!
Также интересно как выглядит двигатель после 400 тысяч километров
При проверке ароматических углеводородов нарушения также были незначительны, на один процент. Они зафиксированы в бензинах MARSHALL, ESKO и MAN GO. А вот у БРСМ-Нафта интереснее – здесь показатель ароматики оказался всего 8,8% при норме до 35%. Это тоже аномальное значение, а последствия могут привести к снижению энергоэффективности топлива, то есть авто просто может "не ехать". Вместе с тем, ядовитый бензол в этом образце оказался в более чем вдвое выше нормы. В любом случае, двигатель такое топливо будет "переваривать" скорее всего, трудно.
По словам директора Института потребительских экспертиз Юрия Чорнобривца, "исследование показало, что сейчас ситуация с качеством бензина далека от идеала, но не катастрофической. Но отмечает, что при условии существенного роста цены топлива в будущем, это может активизировать производителей "бодяги". В свою очередь, это больно ударит по бюджетам любителей экономии на стоимости топлива, потому что ремонты авто сейчас очень не дешевые".