ФОТО: Институт потребительских экспертиз|
Проверка точности налива дизтоплива на украинских АЗС
Недавно Институт потребительских экспертиз проводил масштабную проверку точности налива бензина А-95 в сетях украинских АЗС. Тогда оказалось, что более чем половина заправок не доливают клиентам оплаченное горючее, зарабатывая дополнительно огромные деньги.
Но не менее важным является и точность налива дизельного топлива, поскольку сейчас фактически вся логистика страны держится "на фурах". И если на баке бензина в легковушке клиент разницу может и не заметить, поскольку объемы относительно не большие, то грузовикам, которые за одну заправку могут "взять на борт" 500 и более литров, недолив может влететь в копейку.
Кстати проверка недолива и качества автогаза
Контрольные образцы были отобраны как в сетях премиальных брендов (WOG, ОККО, AMIC, UPG, KLO, PARALLEL, SHELL), так и в сетях, позиционирующих себя как дискаунтеры (УКРНАФТА, PRIME, CHIPO, MARKET, BVS, БРСМ-НЕФТЬ, ANP, MANGO, MARSHALL, VST).
Далее образцы были доставлены в аккредитованную лабораторию на измерения. Результаты оказались неожиданными.
При исследовании точности налива используют специальные мерные емкости. Фото ИСЭ
Итак, образцы "солярки", приобретенных на АЗС, измерили в лаборатории мерным цилиндром, и пересчитали плотность. Далее по специальной формуле специалисты привели объемы к температуре, при которой пробы отбирались на АЗС. Таким образом, было выяснено, что в семи крупных сетях дизельное топливо не доливают, но в других десяти – все честно. Более того, в четырех из десяти "честных" сетей даже зафиксирован перелив!
Результаты эксперты для удобства разделили на две зоны – зеленую и красную. В первую попали сети, в которых был зафиксирован допустимый недолив (напомним, закон позволяет до 0,5%) или перелив. Во вторую – соответственно АЗС, где заправили меньше горючего, чем было оплачено.
Результаты исследований недолива дизеля ИСЭ в июне 2024 года:
АЗС |
Фактический отпуск, см3 |
% недолива |
Стоимость 1 литра топлива, грн |
Стоимость недолива, грн./литр |
Стоимость 1 литра с учетом перелива/недолива, грн./литр |
WOG |
2018 |
+0,75 |
55,99 |
- 0,42 |
55,57 |
УКРНАФТА |
2030 |
+1 |
50,99 |
-0,51 |
50,48 |
AMIC |
2010 |
+0,5 |
52,69 |
-0,27 |
52,16 |
ПАРАЛЛЕЛЬ |
1999 |
-0,05 |
52,30 |
+ 0,03 |
52,33 |
KLO |
2000 |
0 |
55,09 |
0 |
55,09 |
ОККО |
1997 |
-0,15 |
55,99 |
+ 0,08 |
56,07 |
PRIME |
2008 |
+0,4 |
51,90 |
-0,21 |
51,69 |
CHIPPO |
2000 |
0 |
50,40 |
0 |
50,40 |
UPG |
1998 |
-0,1 |
51,90 |
+0,05 |
51,95 |
MARKET |
1997 |
-0,15 |
49,49 |
+0,07 |
49,56 |
ANP |
1960 |
-2 |
51,49 |
+1,03 |
52,52 |
SHELL |
1970 |
-1,5 |
55,49 |
+0,83 |
56,32 |
MANGO |
1968 |
-1,6 |
50,99 |
+0,82 |
51,81 |
БРСМ-НАФТА |
1970 |
-1,5 |
48,49 |
+0,73 |
49,22 |
МАРШАЛЛ |
1992 |
-0,4 |
50,90 |
+0,2 |
50,92 |
BVS |
1984 |
-0,8 |
49,99 |
+0,4 |
50,03 |
VST |
1982 |
-0,9 |
48,40 |
+0,44 |
48,84 |
Если в исследовании точности налива бензина только одна сеть имела перелив, то с дизельным топливом ситуация намного лучше. Целых четыре крупных сети "дарят" своим клиентам дополнительный бонус. Больше всего отличились сеть УКРНАФТА – здесь перелив составил существенных 1%, то есть по цене стелы это соответственно 51 копейка экономии для клиентов.
За государственной компанией идут сети WOG т AMIC с переливом на 0,75% и 0,5% соответственно или 42 и 27 копеек на литре. С учетом персональной скидки программы лояльности, финальная стоимость здесь выйдет значительно меньше. Также отпускают в бак больше, чем оплачено, в популярной среди дальнобойщиков сети PRIME (0,4% или 21 коп/л). И это при том, что сети AMIC и УКРНАФТА также предлагают скидки при использовании программ лояльности, а PRIME просто дает скидки корпоративным клиентам.
Абсолютную точность налива зафиксировано в крупнейшей столичной сети KLO, которая также имеет очень гибкую систему скидок в мобильном приложении, так и персональные в системе лояльности. Что касается сети CHIPO, здесь тоже зафиксировано "ноль" недолива. Минимальное значение и у восточно украинской сети PARALLEL (0,05% или 3 коп.).
В противовес лидерам, аутсайдеры БРСМ-НАФТА, BVS, ANP, MANGO, VST не доливают своим клиентам больше, чем разрешенные 0,5%. В частности, в сети ANP клиенты не досчитаются 2% купленного топлива, или соответственно цене в 1 грн. и 3 коп. на литре. Недополучат "дизель" автовладельцы и в сетях БРСМ-НАФТА (73 коп./литр), SHELL (83 коп./литр), MANGO (82 коп./литр). У остальных участников недолив составил в диапазоне от 0,4 до 0,9 процента, в пересчете от 20 до 44 копеек на литре "дизеля".
Кстати спрос на дизельное топливо в Украине резко снизился
Схема недолива
На самом деле механизмы недолива достаточно нехитрые, но могут приносить серьезные незадекларированные прибыли для нечестных продавцов. Чаще всего используется два метода обмана потребителя. Первый – колонка на АЗС калибруется с погрешностью на недолив (законодательство разрешает погрешность до 0,5%, а установить могут любую). Второй – устанавливается специальный "жучок", который фальсифицирует показатели налива как на самой колонке, так и в кассовой системе. Причем такие устройства могут приводиться в действие и отключаться мобильным телефоном, а обнаружить их практически невозможно.
Часто бывает, что руководство каждой конкретной АЗС именно недоливом пытается компенсировать потери на логистике. Руководство сетей об этом знают и борется с этим. В ответственных сетях АЗК для этого применяются широкий спектр средств – как технических, так и программных. К тому же сейчас добавилась еще одна проблема – кадровая.
Большинство серьезных сетей имеют в своем штате специальных инженеров, функциональная обязанность которых – делать контрольные выезды на АЗС, чтобы проверять состояние пломб и калибровки наливных колонок, то есть фактически не допускать случаев недолива. Но инженерные кадры сейчас критически необходимы также и для ВСУ, соответственно, много специалистов ушли на фронт добровольцами, кого-то было призвано. Таким образом, специалистов в сетях АЗС стало меньше, поэтому промежутки между регламентными проверками и калибровкой на многих АЗК стали существенно длиннее.