ФОТО: Фрипик|
Тестирование зимнего дизельного топлива
Зима пришла в Украину, как всегда, “неожиданно”, что сразу добавило "головной боли" владельцам дизельных авто и перевозчиков. Как известно, это топливо при низких температурах перестает “течь”, превращается в “желе” и забивает топливную систему. Это может привести к тому, что авто просто останавливается.
Именно поэтому его морозостойкость имеет такое важное значение. Институт потребительских экспертиз проверил, продают ли сейчас на заправках настоящий "зимний" дизель, и соответствует ли его качество государственным стандартам.
Также интересно бензин, дизель, гибрид или электро - какое авто экономичнее
На "тяжелом" топливе работает не только транспорт и генераторы, но и инфраструктурные службы, а главное – армия. И все эти важные субъекты закупают топливо у коммерческих поставщиков. То есть тот же продукт, что большинство из них продают и на своих АЗС. Сложно представить, что будет, если солярка "замерзнет" в военных, и к чему это может привести. Поэтому сейчас это топливо является своего рода стратегическим ресурсом.
На этот раз эксперты Института исследовали качество как обычного "дизеля", так и его премиального, более дорогого вида. Отбор проб состоялись на территории всей страны, эксперты приобрели 27 образцов дизельного топлива в крупных всеукраинских сетях – SOCAR, УКРНАФТА, AMIC, WOG, KLO, ОККО, PARALLEL, PRIME, SHELL, ANP, БРСМ-НАФТА, MARSHALL.
Также проверили небольшие региональные сети, расположены в областных центрах и на трассах – VOSTOKGAZ (Днепропетровская обл.), SVR (Харьков), ZOG (Запорожье), KSEM (Николаев), TNS, BVS (Полтава), VST (Одесса), MAN GO (Винница), MARKET (Закарпатье), ФАКТОР (Житомир).
Кроме того, в ряде сетей были приобретены премиальные сорта дизельного топлива, а именно Арктический ДТ Mustang + от WOG, Pulls Diesel Арктика на OKKO, Ventus Diesel от KLO, upgDIESEL, Euro + от БРСМ-Нафта и Evox на MARSHALL. Это топливо стоит дороже, и позиционируется обычно как топливо сорта "Арктика", с очень низкой температурой замерзания.
Также интересно экспертиза качества жидкости для дизельных двигателей AdBlue
В лаборатории все образцы прошли проверку на соответствие ДСТУ по важнейшим параметрам: предельная температура фильтрации, температура вспышки в закрытом тигле и содержание серы.
Эксперты разделили результаты, полученные в лаборатории на категории “не стоит заправляться”, “можно заправляться” и “рекомендуется”. В первую попали сети, результаты которых не соответствовали нормативам действующего ДСТУ, во вторую – в пределах стандарта, а в “рекомендовано” – отвечали всем нормативам и имели "запас прочности" по качеству.
Исследование ГП Евро (декабрь 2024 г.):
Исследование по ДСТУ 7688:2015 к топливу дизельному |
Температура вспышки в закрытом тигле, °С |
Предельная температура фильтруемости, не выше,°С |
Содержание серы, мг/кг |
Норматив |
не ниже 55, °С |
для марки С (-20°С) |
не более 10 мг/кг |
SOCAR |
73 |
–25 |
7 |
УКРНАФТА |
69 |
–26 |
8 |
WOG |
61 |
–23 |
7 |
АМИК |
65 |
–24 |
6 |
КЛО |
72 |
– 24 |
7 |
ПАРАЛЛЕЛЬ |
60 |
– 22 |
8 |
ОККО |
67 |
–23 |
7 |
ПРАЙМ |
61 |
– 22 |
7 |
ВОСТОКГАЗ (Днепропетр. обл.) |
66 |
– 23 |
6 |
SVR (Харьков) |
62 |
– 23 |
8 |
ZOG (Запорожье) |
65 |
–22 |
8 |
KSEM |
65 |
– 24 |
10 |
ТНС |
56 |
– 23 |
9 |
БВС |
64 |
– 22 |
10 |
VST |
66 |
– 21 |
55 |
БРСМ-НАФТА |
45 |
– 19 |
116 |
SHELL |
68 |
– 17 |
10 |
ФАКТОР |
69 |
– 16 |
19 |
MAN GO |
56 |
– 13 |
9 |
ANP |
56 |
– 21 |
50 |
РЫНОК |
71 |
– 16 |
9 |
Не стоит заправляться
В целом более трети сетей имели нарушения качества. Сразу нужно отметить, что нарушения не были катастрофическими, но в том или ином параметре не соответствовали нормативам профильного ДСТУ. 5 образцов из 7 нарушителей не прошли "испытания холодом". Норматив морозостойкости по документам – не выше минус 20 °С. Этой отметки не достигли SHELL, БРСМ-НАФТА, MAN GO, MARKET и ФАКТОР. В большинстве отклонения не "криминальные" (БРСМ-НАФТА, SHELL, MARKET и ФАКТОР минус 16-19 °С), а вот в сети MAN GO дизельное топливо перестанет прокачиваться через фильтры уже при минус 13 °С, что может привести к проблемам, особенно на трассах, где часто бывает сильный ветер и понижение температуры.
Еще один важный параметр – температура вспышки дизельного топлива. Этот показатель может дать ответ, не попадали ли в солярку посторонние компоненты. Норматив – не ниже 55 градусов Цельсия. Температура вспышки не соответствовала нормативу только в дизеле сети БРСМ-НАФТА – 45°С при норме не ниже 55°С, что может свидетельствовать о том, что с этим топливом что-то "химичили".
Такие результаты значительно повышают риски его пожароопасности. Как известно, чем ниже температура вспышки, тем больше вероятность его воспламенения при ДТП. Как ни странно, у остальных нарушителей с этим параметром проблем не обнаружено.
Параметры горючего проверяли с помощью специальных приборов. Фото ИСЭ
А вот с содержанием серы ситуация гораздо хуже. Напомним, что это вещество выводит из строя нейтрализаторы и сажевые фильтры, а также в целом негативно влияет на ресурс двигателя. Для современных авто большие "дозы" серы в топливе вообще смертельны при системном использовании. А еще же оксиды серы из выхлопа попадают в воздух, и дальше мы вдыхаем это на улицах. "Рекордсмен" по превышению - БРСМ-НАФТА. Зафиксировано более чем одиннадцати кратное превышение (116 мг/кг при нормативе не более 10-ти)!
Серы в пять раз больше, чем требует ДСТУ, также было обнаружено в VST и ANP. Конечно, такие дозы для старых дизельных моторов не станут проблемой, а вот современным двигателям такое топливо противопоказано.
Можно заправляться
В этой зоне только 3 сети – KSEM, TNS и BVS. Нарушений не выявлено, но нет и "запаса прочности".
Дизтопливо соответствует ДСТУ – значит, в авто не будет проблем. Фото prostooleh on Freepik
Рекомендовано заправляться
Нормативам ДСТУ соответствовали результаты 11 проинспектированных сетей. Дизельное топливо от SOCAR, УКРНАФТА, AMIC, WOG, KLO, ОККО, PARALLEL, PRIME, VOSTOKGAZ, SVR и ZOG имело значительный "запас". Все вышеупомянутые ритейлеры декларируют продажу качественного европейского топлива и лабораторные исследования полностью подтвердили эту информацию.
В плане морозостойкости, абсолютно все участники имеют показатели, превышающие требования. В частности, "обычный" дизель выдерживает минус 22°С в сетях PARALLEL, PRIME, и ZOG, минус 23 °С зафиксировано в ОККО, WOG, VOSTOKGAZ и SVR, до минус 24°С не замерзнет дизель AMIC и KLO. "Тяжелое" топливо SOCAR выдержит минус 25 °С, а дизель в сети Укрнафта не загустеет даже при минус 26°С. Топливо последних двух участников имеет почти "арктические" показатели.
С пожаробезопасностью все участники "зеленой" группы тоже справились на "отлично". Наиболее солидный "запас" у топлива SOCAR (73°С). У дизеля KLO также очень высокое значение - 72 °С. Сети AMIC, ОККО, VOSTOKGAZ – 65 градусов и выше. Это однозначный маркер заводского топлива.
Если все параметры выдерживают нормативы “с запасом” – значит, эксперты рекомендуют такие заправки. Фото ИСЭ
И напоследок эксперты проверили серу. Изъятие ее из топлива до низких значений без ухудшения других показателей, является достаточно тяжелым и дорогим процессом. По украинским стандартам (аналогичным Евро 5) содержание серы в топливе допускается не более 10 мг/кг. У всех участников зеленой зоны вредная сера была ниже норматива, самые "чистые" - пробы "евродизеля" AMIC (6 мг/кг), и VOSTOKGAZ.
Премиальное дизельное топливо
Премиальные "именные" сорта – продукт дорогой и имиджевый, поэтому сети АЗС, где они присутствуют, очень следят за его качеством. Тем более удивительными оказались результаты, ведь большая половина образцов не выдержали испытания. В общем, эксперты исследовали 6 образцов премиального дизельного топлива. В частности, Pulls Diesel OKKO, Арктический ДТ Mustang + от WOG, Ventus Diesel KLO, upgDIESEL, Euro + БРСМ-НАФТА и впервые Evox MARSHALL.
Также интересно стоит ли покупать арктический дизель вместо зимнего
Эксперты констатировали, что половина участников оказались действительно "арктическими". По документам, "арктический" сорт должен прокачиваться при температуре не выше минус 30°С. Фактически, арктический ДТ Mustang+ от WOG выдержал -40°С, а Ventus Diesel KLO и upgDIESEL – минус 30°С. Результаты убедительные.
А вот другие подопытные не дотянули даже до норматива "стандартного" дизеля. Pulls Diesel OKKO, Euro + БРСМ-НАФТА и Evox MARSHALL – только минус 18, и по минус 17°С соответственно. Скорее всего, в кейсе с OKKO история случайная, просто не успели изменить сорт на этой конкретной АЗК. Это следует из того, что даже "обычный" дизель в этой сети выдерживает до – 23 °С. Что касается содержания серы, то она почти отсутствует в образце Арктический ДТ Mustang+ WOG (6 мг/кг).
Исследование арктического ДТ (декабрь 2024 г.):
Исследование по ДСТУ 7688:2015 к топливу дизельному |
Содержание серы, мг/кг (–) |
Предельная температура фильтруемости, не выше,°С |
Температура вспышки в закрытом тигле, °С |
Норматив |
не более 10 мг/кг |
для марки Арктика ( - 30°С ) |
не ниже 55, °С |
WOG (MUSTANG +) |
6 |
– 40 |
62 |
КЛО (ВЕНТУС ДИЗЕЛЬ) |
7 |
– 30 |
65 |
upgDIESEL |
7 |
– 30 |
61 |
БРСМ-нафта (EURO+) |
48 |
– 17 |
33 |
ОККО (ТЯНЕТ ДИЗЕЛЬ) |
68 |
– 18 |
8 |
МАРШАЛЛ (ЭВОКС) |
62 |
– 17 |
10 |
Выводы
Главный вывод исследования – откровенно "летних" образцов дизельного топлива на АЗС нет, и это хорошая новость. В целом качество солярки выросло, что не может не радовать владельцев автомобилей с дизельными двигателями. Но в любом случае, эксперты рекомендуют заправляться в сетях, где имеется запас по качеству. Ведь погода часто бывает непредсказуемой, а иметь проблемы еще и с горючим в дороге крайне нежелательно.