Верховная Рада на прошлой неделе приняла в первом чтении два законопроекта (4643-д и 4644-д), касающиеся растаможивания авто на иностранной регистрации.

Власть закон хвалит, но в движении "Автоевросила" (АЕС) документ критикуют и настаивают на принятии законопроекта №3704, который урезает цену растаможки путем уменьшения налогов при ввозе в Украину.

Читайте также: Верховная Рада одобрила новый законопроект о растаможке "евроблях"

Сейчас идет работа над правками в принятии документа. Активисты будут пытаться добавить через депутатов в итоговый текст закона положения из законопроекта №3704.

Президент Владимир Зеленский называет принятые парламентом документы компромиссными: по его словам, льготами смогут воспользоваться полмиллиона "евробляхеров". Но глава АЕС Олег Ярошевич после голосования Рады записал видеосообщение, в котором сообщил об острой необходимости доработать указанные законопроекты.

Одна из нардепов и авторов документа Ольга Василевская-Смаглюк утверждает, что законопроект сделает растаможивание транспортных средств более доступным, поскольку его стоимость составит € 780 (по сегодняшнему курсу НБУ – около 26,4 тыс. грн), хотя "евробляхерам" пришлось бы раскошелиться на все € 2090 (70,8 тыс. грн). Иными словами, сумма уменьшится в 2,5 раза.

Глава налогового комитета Рады Данил Гетманцев называл цифру для большинства случаев в € 1 тыс. (Почти 34 тыс. грн). А соавтор законопроектов Алексей Ковальчук – € 700-800 (23,7-27,1 тыс. грн). Но, несмотря на сокращение платы, народные избранники хотят урезать и сроки растаможки – в течение полугода (180 дней) с момента вступления указанных законов в силу. Отметим, активисты предлагают увеличить сроки растаможки до 270 дней.

Почему "евробляхеры" против?

Во-первых, представители АЭС считают, что принятые в первом чтении законопроекты несправедливы по стоимости самого авто, которое необходимо растаможить. Если автомобиль стоит € 2 тыс., а плата за растаможивание составит € 1 тыс., и владельцу дорогой машины, скажем, за € 50 тыс., придется раскошелиться на ту же сумму.

Читайте также: Сколько украинцы заплатили за растаможку авто в 2020 году

Во-вторых, законопроект 4643-д имеет две загвоздки: он касается только легковых, полу– и грузовых машин, и не облегчает растаможку для тех, кто мог бы претендовать на льготы, например, для участников АТО, родителей многодетных семей и других. О необходимости поблажек для льготников подробнее говорил сам глава движения Ярошевич в своем видеообращении.

От чего будет зависеть стоимость растаможивания

В предлагаемых законопроектах цена растаможки "евробляхи" будет зависеть от трех показателей:

  • объема двигателя (сумма ставки рассчитывается умножением показателя на коэффициент)
  • года выпуска (если от даты ее изготовления прошло меньше 10 лет, то эта ставка не начисляется);
  • типа двигателя (если авто на дизеле, придется доплатить еще € 100).

Стоимость можно легко проверить самостоятельно с помощью калькулятора на сайте АЕС. Например, если взять Honda Accord 2006 года выпуска с объемом на 2000 куб.см, то владельцу придется заплатить € 775 (26,3 тыс. грн). Если у вас Peugeot 206 2008 года на 1400 куб.см, то растаможка обойдется ровно в те же деньги.

Можно ли растаможить самому

Как отмечают некоторые автоюристы и сами брокеры, так как закон еще не принят во втором чтении, о самостоятельной растаможке авто говорить рано.

"Разговоры ходят, но документально это нигде не прописано. Много "евробляхеров" хотят, конечно же, сами прийти со стопкой документов, положить их в окошко. Машина растаможена, владельцу дали документы, а он поехал в МРЭО и стал на учет. Если депутаты упростят систему, я только за", – отмечает один из брокеров.

По его словам, многие его коллеги останутся без работы, но с бюрократией необходимо что-то делать: относительно дистанционного снятия с учета есть желание, но возможности пока нет.

"Обойтись без брокера желание у многих есть, но механизм в предлагаемых законопроектах не прописан. Нет такого, чтобы человек сам, в обход всего решил проблему", – вторит брокеру другой автоюрист. И добавляет, что вопрос действительно острый: некоторые брокеры оказываются аферистами, хотя и довольно редко.

Если все-таки с брокером – пошаговая инструкция

Для растаможивания авто необходимо подготовить пакет следующих документов:

  • техпаспорт, в котором указан адрес отдела коммуникаций;
  • паспорт с идентификационным кодом;
  • свидетельство о регистрации транспортного средства. Как пояснили в АЕС, в зависимости от страны регистрации, в этом свидетельстве может стоять отметка о снятии автомобиля с регистрационного учета. Некоторые страны (например, Литва) таких отметок не ставят, но вместо этого там дают специальный документ, который также должен быть на руках;
  • договор купли-продажи (купчая), согласно которому определены условия того, какой, у кого и за сколько автомобиль вы покупаете. Документ существует в двух экземплярах – один у покупателя, второй – у продавца;
  • при наличии – другие документы, подтверждающие стоимость авто: инвойс, экспортная декларация и т.д.

Чтобы растаможить авто, необходимо с договором купли-продажи поехать в зарубежный отдел коммуникаций, который указан в техпаспорте, и снять автомобиль с учета. В любом МРЭО этого сделать не получится. Там владелец авто и снимает его с учета. Ему выдают транзитные номера, он становится по месту в электронную очередь, беря талончик.

Человека вызывают на заполнение необходимых бланков. Все эти данные практически переписываются из договора купли-продажи. Техпаспорт заберут и выдадут временный.

Правда, и здесь без иностранного брокера не обойтись, так как надо сделать экспортную декларацию. Такая услуга будет стоить € 50-100 (1,7-3,4 тыс. грн). Но и здесь можно сэкономить, объясняют брокеры.

Например, если речь идет об авто на польских номерах, то на таможенном посту Ягодин эту декларацию не требуют. На всех остальных пунктах документ попросят обязательно.

Читайте также: Ввезенные "евробляхи" позволят растаможить по льготному тарифу: проект Закона

После этого нужно сфотографировать все документы (купчая, транзитный техпаспорт, справка о снятии с учета, паспорт, идентификационный код, загранпаспорт) и сбросить брокеру. Также нужно будет оплатить всю сумму таможенных платежей на счет таможни.

Последнее можно сделать либо самостоятельно через онлайн-банкинг (Приват24, monobank и т.д.), введя IBAN (е-чек об оплате нужно сбросить брокеру), либо через банковское отделение. После того, как брокер получит подтверждение оплаты, он пришлет номер предварительной декларации. С этого момента "евробляхер" может ехать на границу.

Главное, как отмечают автоюристы, в этом случае необходимо ехать по "красному" коридору, поскольку "зеленый" коридор предназначен для транзитных авто. После прохождения польской таможни на украинской владельцу авто проштампуют все документы, за что возьмут в среднем 100-300 грн.

С момента прохождения границы у владельца авто будет 10 дней, чтобы сделать техосмотр и приехать в зону таможенного оформления – таможенный терминал, пройдя сертификацию. Таможенный инспектор проведет осмотр автомобиля, "прогонит" его по базе, сравнивая со средней рыночной ценой.

Если все проходит успешно, владелец машины получает таможенную декларацию, с которой едет в МРЭО, записавшись предварительно в электронную очередь. При этом, как говорят в АЕС, с растаможкой следовало бы поспешить, поскольку очереди желающих в МРЭО Литвы и Польши начали стремительно расти, поэтому процесс может затянуться.