
ФОТО: Фрипик|
Мотошлем спасает жизнь
Травмы головы – основная причина смертей в авариях с участием мотоциклистов. Ведь несмотря на требование правил дорожного движения носить шлемы, в Украине отсутствуют национальные стандарты качества и безопасности по мотошлемам. Это необходимо изменить.
Это не требование ЕС на пути евроинтеграции Украины, а возможность сохранить жизнь украинцев. В рамках информационной кампании “Защита, а не украшение. ЕСЕ 22.06” объясняем, почему ввести Регламент по безопасности мотошлемов ЕСЕ 22.06 - лучшее решение для Украины, и что нужно для этого сделать нам, участникам дорожного движения, и государству.
Также интересно как украинские водители мотоциклов выбирают шлемы
Почему некачественные шлемы – причина смертности мотоциклистов
Украина не отстает от мировой тенденции роста популярности частного транспорта, в том числе мотоциклов и мопедов, особенно в крупных городах. По официальным данным Министерства внутренних дел, продажи мотоциклов и мопедов в Украине выросли почти в половину с 2020 по 2024 годы. А каждый восьмой украинец, по опросу КМИС, с начала 2025 года пользуется мототранспортом - более 8,5% как водители и 4,5% как пассажиры. Активнее всего мотоциклы, мопеды и скутеры использует молодежь: 28% среди респондентов в возрасте 18–29 лет, 15% - в возрасте 30-49 лет.
Инфографика ОО “Жизнь”
Рядом с ростом спроса на мототранспорт увеличилось и количество ДТП с его участием. По данным Нацполиции, в 2024 году количество ДТП с участием мотоциклов и мопедов с погибшими или травмированными выросло на 25% по сравнению с 2023 годом и составило более 4300 случаев - это самый высокий уровень за четыре предыдущих года. Смертность также существенно повысилась: погибли почти 400 человек, что на 43% больше, чем в 2023, и почти 5000 человек травмировались. В 2025 году негативная динамика сохраняется.
Около 75% смертей в таких ДТП вызывают травмы головы, поэтому необходимо обязательно использовать мотошлемы. При этом важно иметь не первый попавшийся шлем для галочки, а тот, что соответствует сертифицированным стандартам безопасности и обеспечивает достаточный уровень защиты и может сохранить жизнь.
Что такое сертифицированный шлем и почему он нужен
По украинским законам водители и пассажиры мотоциклов и мопедов обязаны использовать застегнутые мотошлемы во время движения, за нарушение этого требования предусмотрена ответственность. Однако законодательство не имеет определения термина "мотошлем" и требований к его стандартам безопасности и уровню защиты. Этот пробел повышает риски для водителей и пассажиров мотоциклов и мопедов, ведь несертифицированные шлемы создают иллюзию защиты, и не гарантируют безопасность в случае ДТП.
65% украинцев, которые пользуются мототранспортом, защищают голову и одевают мотошлемы. Но среди всех водителей и пассажиров мототранспорта только 22% точно знают стандарт сертификации и еще 10% думают, что имеют сертифицированный шлем. Поэтому большинство ошибочно думает, что имеет надежную защиту на голове во время движения, зато несертифицированные шлемы в лучшем случае - просто “украшение”, в худшем - дополнительный фактор или причина травматизации в ДТП.
Инфографика ОО “Жизнь”
С развитием дизайна мотоциклетных шлемов появились различные их типы, каждый из которых сочетает определенный уровень защиты, комфорта и стиля. Мотоциклетные шлемы разработаны на основе принципов физики, инженерии и материаловедения с единственной целью - защитить голову во время столкновения. И для оценки эффективности такой защиты существуют международные стандарты и регламенты. Один из таких - Регламент ECE № 22.06, внедрение которого поддерживает украинское мотосообщество. И по оценкам ВОЗ, безопасные качественные шлемы могут снизить риск смертности при ДТП более чем в 6 раз, а риск черепно-мозговых травм - до 74%!
Кстати Honda разрабатывает мотоциклы, которые никогда не упадут
Результаты исследований показывают серьезные пробелы в знаниях и практике использования сертифицированных шлемов среди водителей и пассажиров мототранспорта, особенно мопедов. Характерно, что опыт ДТП также существенно влияет на оценку рисков: среди водителей, которые попадали в аварии, уровень поддержки обязательного использования сертифицированных шлемов выше.
Важно всегда носить шлем с максимально возможным уровнем защиты, чтобы снизить риск смерти и серьезных травм в случае аварии. И именно сертифицированный шлем проходит независимые испытания и имеет несколько слоев:
- внешний корпус рассеивает удар,
- внутренний поглощает энергию,
- прочная застежка держит шлем на голове.
Обязательной является защита висков и челюсти. Несертифицированные шлемы не гасят удар, спадают и даже могут даже сделать дополнительные травмы во время ДТП.
Стандарт безопасных мотошлемов
В зависимости от региона существуют различные стандарты качества мотошлемов, которые определяют минимальные требования к защите и предусматривают их независимое тестирование. Регламент по безопасности мотошлемов ECE № 22 является самым распространенным международным стандартом безопасности мотошлемов, который применяется в 44 странах, включая 19 государств ЕС.
Он имеет научно обоснованные требования к мотошлемам, предусматривает независимое тестирование и постоянно обновляется в соответствии с техническим прогрессом. Эффективность ECE № 22 подтверждается положительным опытом стран, где он внедрен - снижение уровня смертности и травматизма среди водителей и пассажиров мототранспорта, а также значительные экономические выгоды для систем здравоохранения.
Внедрение общего международного стандарта облегчит Украине доступ к инновациям в сфере безопасности дорожного движения, качественной защиты, контроля за продукцией на рынке. К тому же, это готовое решение, не требует разработки национальных стандартов, а значит - может быть реализовано без дополнительной нагрузки на Госбюджет. И даже наоборот, лучшая защита пользователей мототранспорта будет способствовать уменьшению травматизации в ДТП, расходов на лечение и снижению потерь производительности среди населения.
Украина имеет правовые основания для такого шага. Мы подписали Соглашение об ассоциации с ЕС, которое предусматривает гармонизацию технических стандартов. Украина также является участницей Женевского соглашения 1958 года, что позволяет применять международные нормы безопасности для транспорта и его оборудования - в частности, Регламент ECE № 22, который определяет требования к мотошлемам. Поэтому шаг к безопасности украинцев за рулем мотоциклов и мопедов - за государством.
Безопасный мотошлем дороже?
Большинство украинцев понимают важность защиты на дороге - 86% поддерживают введение обязательного использования сертифицированных мотошлемов, из которых 76% - именно водители мототранспорта. Такие данные опроса, проведенного к Неделе безопасности дорожного движения Киевским международным институтом социологии (КМИС) по заказу ОО "Жизнь".
Инфографика ОО “Жизнь”
Среди главных мотиваторов использования сертифицированных шлемов респонденты называют доступную цену (54,3%) и требование закона или штрафы (32,6%). Только 8,1% опрошенных заявили, что не готовы пользоваться сертифицированными шлемами.
На украинском рынке уже доступны сертифицированные шлемы по цене от 2 500 грн, что соответствует среднему ценовому сегменту. Для сравнения: некоторые несертифицированные, но стильные на вид шлемы могут стоить в 5–10 раз больше, однако они не гарантируют надлежащей защиты, а лишь создают иллюзию безопасности. Такие данные подтверждены анализом открытых источников на маркетплейсах и в специализированных интернет-магазинах, проведенным Институтом экономики и прогнозирования НАН Украины в апреле–июле 2025 года.
Данные ВОЗ подтверждают: мотошлем, который соответствует международным стандартам безопасности, снижает риск смертельного исхода в ДТП в 6 раз, а черепно-мозговых травм - на 74%. И если уж говорить о расходах - по экспертной оценке, лечение легкой травмы в ДТП с участием мотоциклов и мопедов обходится пострадавшему в 6,8 тыс. – 22 тыс. грн, тяжелой - до 5,4 млн грн. Поэтому сертифицированный мотошлем - это не просто расход, а инвестиция в жизнь и здоровье.
Кстати Rivian разработал умный шлем для велосипедистов
Экономическая выгода сертифицированных мотошлемов
Исследователи посчитали, что из-за гибели одного человека в ДТП с мотоциклом или мопедом экономика теряет от 4,7 млн грн до 14,4 млн грн. Оценочные расходы на медицинскую помощь травмированным в ДТП с участием мототранспорта в 2024 году составили 156 млн грн.
Кроме государственных расходов, существует и весомый индивидуальный аспект. В случае тяжелой травмы с инвалидностью расходы на лечение и социальную защиту могут достигать более 5 млн грн на одного человека. Для сравнения: сертифицированный мотошлем стоит от 2 500 грн. Это означает, что качественная защита не только спасает жизнь, но и позволяет избежать колоссальных затрат.
По оценкам, если все водители и пассажиры мотоциклов и мопедов начнут пользоваться сертифицированными мотошлемами, государство сможет сэкономить более 306 миллионов гривен в течение 2026–2030 годов - это почти 1% ВВП. Даже если к 2030-му уровень использования шлемов достигнет 75%, это даст ощутимый результат: более 119 миллионов гривен экономии на медпомощи. Эти средства останутся не в больницах, а в семьях, общинах, бюджете страны.
Что будет означать внедрение ECE 22 для водителей и рынка
В проект Постановления КМУ "Некоторые вопросы утверждения конструкции колесных транспортных средств, их составных частей и оборудования" в перечень регламентов ООН в приложении №4 включен Регламент ECE № 22. Когда проект будет утвержден, все требования этого регламента становятся частью украинского законодательства в сфере технического регулирования. То есть, все новые мотошлемы, которые будут ввозиться или продаваться в Украине, должны будут соответствовать требованиям международного Регламента ECE № 22. Это даст государству юридический механизм изымать с рынка опасные “шлемы-украшения” и обеспечит доступ украинским водителям к сертифицированным моделям, реально защищают в ДТП.
Водителям и пассажирам уже сейчас стоит переходить на сертифицированные шлемы, соответствующие стандарту ECE 22.06. Важно не только иметь сертифицированный шлем, но и правильно им пользоваться: выбрать соответствующий размер, надежно застегивать и заменять после сильного удара. Соблюдение правил дорожного движения и использование другого защитного снаряжения (перчатки, куртка с защитой, обувь) дополнительно уменьшает риск травмирования на дороге.
На внедрение стандарта нужно время: дистрибьюторам - наладить поставки, а водителям и пассажирам - обновить свои шлемы. В этот переходный период даже возможен временный дефицит сертифицированных средств защиты. Но эти изменения в конце концов сделают дороги более безопасными.