Мы собрали несколько водительских пословиц, которые были распространены в прошлом веке. Причем пытались брать не абстрактное народное творчество, а выражения, которыми пользовались водители и ремонтники прошлого века для объяснения определенных явлений и понятий.
Шоферский фольклор родился и развивался в государственных АТП и гаражах, где частные владельцы обслуживали и ремонтировали свои машины
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Тяжелый интернационал: каким был первый КрАЗ
Дело было не в бобине... Задумчивый возглас отчаяния во время диагностики неисправности, в момент, когда выяснилась ошибочность определенного предположения и стала понятной необходимость продолжать поиски причин неисправности. Бобиной в первой воловине ХХ называли высоковольтную катушку зажигания. Это был монолитный электрический прибор, который не подлежал ремонту, из-за чего многим водителям он казался загадочным и способным на коварство. Именно с него обычно начинали поиск причин отказа бензинового двигателя. Для справки – на современном авто бобин (катушек зажигания) столько же, сколько и цилиндров двигателя. И они также являются одной из самых частых причин отказа мотора.
Та самая бобина, ставшая одним из самых известных водительских мемов ХХ века. Она и сегодня один из самых капризных узлов электрооборудования
Дело было не в бобине – раздолбай сидел в кабине. Более полная версия предыдущей идиомы, несет, однако, другой смысл. Поговорка однозначно объясняет причину проблемы – она не в автомобиле, а в низких профессиональных и человеческих качествах его водителя. Что-то вроде известного высказывания о некачественной прокладке между рулем и сиденьем, что возникла в шоферском обиходе в конце ХХ века.
Стартер берет на себя. Имеется в виду, что из-за включения стартера при запуске двигателя в бортовой сети значительно падает напряжение. С точки зрения электротехники выражение безграмотное, но для далеких от электричества водителей оно объясняло много проблем: и посаженный аккумулятор, и замыкание в обмотках стартера, и подклинивание его ротора из-за изношенности подшипников. Хотя на самом деле подобное "забирание на себя" было не диагнозом, а лишь симптомом проблем.
В стартере не предусмотрено место для хранения энергии, но некоторые водители уверены, что иногда он "берет ток на себя"
Печка взяла. Этой фразой водители объясняли падение уровня охлаждающей жидкости в радиаторе. На самом деле имелся в виду выход воздуха из системы охлаждения (в первую очередь из радиатора системы отопления) после заправки жидкостью – после чего воду или ТОСОЛ приходилось доливать.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: 5 странных фактов о бензине в СССР
Правило "Три Д". Нет, трехмерную печать в середине прошлого века на гаражах еще не обсуждали. Опытные водители так зашифровывали выражение "Дай Дураку Дорогу" – такую себе рекомендацию пропустить неадекватного водителя, даже если тот согласно ПДД не имеет права приоритета. Не один водитель-ветеран рассказывал нам, что их учили этому правилу в автошколе. Понятно, что эта старая водительская мудрость действительна и сегодня.
Что везешь – то и грызешь. Оптимистическая поговорка водителей грузовиков, которые по старой советской традиции часто пытались присвоить часть своего груза. В основе выражения можно увидеть общенародный девиз "Все вокруг советское – все вокруг мое"; его тоже применяли в подобных случаях.
Среди советских водителей не считалось зазорным оставить себе немного груза из кузова: "Все вокруг советское, все вокруг мое"
Тише едешь – дольше будешь. Каламбур на тему известной пословицы, в котором заменили всего лишь одну букву. Из-за этого выражение сразу приобретает некое философское содержание, поскольку на уровне ассоциаций воспринимается как предложение продлить жизнь.
Техника любит ласку, чистоту и смазку. Старая водительская поговорка, высказанная, конечно, исключительно в назидательном тоне, нервировала молодых водителей. Однако впоследствии каждый из них убеждался в ее незыблемой правоте. Отметим, что из-за появления полимерных материалов в парах трения это выражение сегодня частично потеряло свою актуальность.
Не уверен – не обгоняй. Этот несколько скептический совет появился сначала на многочисленных плакатах в АТП и на деревянных бортах ЗИЛов и ГАЗонов, но затем попал в живой язык. В гаражах и водительских кабинах выражение звучало каждый раз, когда кто-то имел неосторожность сказать по какому-то случаю "я не уверен". "А не уверен – не обгоняй!" – получал собеседник в ответ.
Это называлось наглядной агитацией
В завершение не побоимся показаться старомодными и скажем, что некоторые из приведенных здесь мемов неплохо было бы распространять определенным образом и сегодня. Ведь понятия профессионализма и безопасности движения своей ценности не потеряли до сих пор.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Топ-5 самых крепких советских автомобилей