ФОТО: GettyImages|
A-92 vs А-95: Что будет, если заправлять машину не тем бензином
Вероятно, для начала следует напомнить, что принципиальное отличие между современными видами бензина одно – октановое число. Оно должно быть такой величины, которая обозначена в заводской инструкции к машине; также обычно ОЧ указывается на лючке бензобака: А-92, А-95, А-98 и т.д.
Многие из моделей автомобилей допускают использование одновременно бензина А-92 и А-95.
Здесь мы коротко скажем о сущности этого показателя, а кому неинтересно, тот может сразу переходить в следующий абзац. Октановое число определяет детонационную устойчивость горючего, то есть его способность противостоять неправильному, взрывоподобному сгоранию (детонации) топливной смеси в цилиндре.
Читайте также: Если канистры нет: где хранить бензин
Если двигатель часто работает с детонацией, то его детали ускоренно изнашиваются, вплоть до аварийного разрушения – например, поршня. Детонации подвержены современные двигатели, особенно высокофорсированные, то есть с большой степенью сжатия – поэтому им и нужны высокооктановые бензины.
Нужен А-95, а есть только А-92
Прежде всего, посмотрите на лючок бензобака изнутри или загляните в мануал, ездящий в вашем бардачке. Там может быть написано: Бензин октановым числом не менее 92 (RON). То есть вы могли "всю жизнь" заправлять машину "девяносто пятым", не зная о том, что "девяносто второй" тоже годится. Но должны предупредить: если будете искать данные о нужном вашей машине бензине в интернете, обращайте внимание на источник: бывает, что один и тот же автомобиль на рынках разных стран настроен под разные сорта бензина.
Детонация – серьезный враг двигателя, но на большинстве моторов электроника может хотя б частично ее укрощать.
Но что делать, если вашему авто производителем приписан именно А-95? В абсолютном большинстве случаев мотор будет работать на "девяносто втором" без каких-либо заметных отклонений. На самом деле, большое количество моделей двигателей совсем не "видит" между этими двумя сортами разницы, ведь так называемая топливная карта и параметры зажигания прописаны в их блоке управления именно таким образом.
Но многие модели двигателей работают на низкооктановом топливе с осложнениями, которые электроника двигателя пытается смягчить. В результате водитель может заметить падение мощности, дергание машины, перерасход топлива, а в худшем случае возможен и перегрев двигателя. В конце концов, дело может даже закончиться прогоранием прокладки головки блока, разрушением поршней и повреждением клапанов.
При большом желании электронный блок управления двигателя можно переналадить под другой бензин, но это тоже стоит денег.
При неторопливом движении, без резких ускорений и без динамичных штурмов подъемов подобные негативные проявления будут менее заметны, при активном драйве – наоборот.
Следовательно, злоупотреблять топливом с низшим ОЧ не стоит, хотя при большой необходимости на недалекое расстояние проехать можно.
Читайте также: Как экономить бензин в условиях военного времени
Нужен А-92, есть только А-95
В противном случае – когда нужно ехать на бензине с более высоким октановым числом, чем нужно – ситуация несколько лучше. Бояться "девяносто пятого" и даже "девяносто восьмого" бензина не нужно. По крайней мере, поршни и клапаны от него не прогорят, как бы вас не пугали некоторые доморощенные эксперты.
Дело в том, что современные бензины лишены обоих факторов, повышающих температуру в камере сгорания и выпускном тракте. А-95 и А-98 имеют отнюдь не большую теплотворную способность по сравнению с А-92 и даже с АИ-80. И скорость сгорания, от которой зависит температура в цилиндре, у всех трех сортов топлива принципиально не отличается. То есть угрозы двигателю нет. Но определенное "побочное действие" все равно есть.
В прошлые времена автовладельцы часто переделывали свой двигатель под более доступный бензин А-76. Это был не чип-тюнинг, а чисто механическая переделка.
Водитель, заправивший свой бак бензином с более высоким октановым числом, чем нужно, может заметить худшую динамику автомобиля. Это может произойти именно из-за меньшей теплотворной способности высокооктанового топлива. На карбюраторной машине можно переналадить зажигание в более раннее, и тогда отдача двигателя наоборот увеличится. Ну а на машине с инжекторным двигателем, где момент зажигания корректирует электроника, двигатель сам перестраивается под новое для него топливо.
Соответствие ОЧ бензинов разных марок
Бензин по ГОСТ-2084-77, марка |
Бензин в Европе |
ОЧ, исследовательский метод (RON) |
ОЧ, моторный метод (MON) |
Бензин в Америке |
А-66 |
66 |
|||
А-72 |
72 |
|||
А-76 |
80 |
76 |
||
АИ-80 |
80 |
|||
А-92 |
92 |
83 |
87 (Regular) |
|
АИ-93 |
93 |
|||
АИ-95 |
А-95 |
95 |
85 |
89 (Plus) |
А-98 |
98 |
88 |
91 (Premium) 92 (Premium) 93 (Supreme) |
Рекомендация “Авто 24”
Если ваш двигатель чувствителен к сорту бензина, это будет известно вам из предыдущего опыта. А значит, в период проблем с наличием горючего на АЗС неплохо бы иметь в багажнике хотя бы небольшую канистру именно с вашим сортом. Во-первых, это позволит заправиться из канистры и продлить поездку, когда нужного топлива на АЗС не окажется. А во-вторых, можно будет заправиться на АЗС бензином другого сорта, а затем добавить в бак ваш “родной” бензин из канистры – чтобы приблизить ОЧ в баке к стандартному для вашего авто. Ведь при смешивании разных бензинов октановое число полученного "микса" определяется как среднее арифметическое. То есть чем больше в смеси бензина с высоким "октаном", тем больше будет ОЧ полученного продукта – и наоборот.
Читайте также: Качественное топливо: что это значит