Обслужить автомобиль, когда в нескольких регионах страны продолжаются военные действия, не всегда возможно. Но ответственные водители волнуются, что масло не будет заменено ровно через 10, 15 или 20 тыс. км. Что делать в случае, когда нет моторного масла нужного сорта или вообще отсутствует доступ к СТО?
Интервал замены моторного масла для каждой модели авто прописан его изготовителем. Иногда о потребности в визите на СТО водителю напоминает сам автомобиль, иногда – дилер, иногда владелец узнает срок замены по показаниям одометра и из собственных записей. Так или иначе, после определенного пробега моторное масло надо менять. А что делать, если такой возможности в данный момент нет?
Если масляный щуп сухой, а машина должна ехать дальше, можно заливать в двигатель любое масло. А потом решать вопрос его замены на рекомендованное производителем
Межсервисный интервал для современных двигателей автопроизводитель определяет в первую очередь из расчета обеспечения ресурса двигателя. Ближе к концу срока службы смазка стареет, то есть постепенно теряет свои качества (о чем будет говориться также ниже), и худшее при этом – снижение защитных свойств масла.
Читайте также: Ремонт автомобиля по-военному: если нет запчастей
Следует отметить, что бортовые системы напоминания о наступлении срока замены смазки сегодня достаточно умны – иногда они учитывают не только пробег после предшествующей замены, но и условия работы двигателя в предыдущий период. И если были определенные “отягчающие” обстоятельства (длительная работа на холостом ходу, длительная езда на высоких оборотах, короткие поездки без прогрева двигателя и т.д.), искусственный интеллект срок работы смазки соответствующим образом корректирует – сокращает. Также имейте в виду, что один и тот же двигатель на рынках разных стран мира иногда имеет разный срок замены масла: 10 или 15 тыс. км, 15 или 20 тыс. км.
Главная неприятность, которую может создать старое масло в двигателе - "закоксовать" поршневые кольца, но это произойдет не скоро
Можно 100, а можно и 1000. Да и после пяти "лишних" тысяч двигатель не разрушится и не заклинит. Да, это будет вредно для некоторых деталей, и пары трения начнут изнашиваться с большей интенсивностью. Но на фоне несколько сотен тысяч пробега до капремонта данной интенсификаией износа – да еще в условиях войны – можно пренебречь.
Для тех, кто не хочет погружаться в теорию работы ДВС, скажем коротко – поначалу ничего страшного не произойдет. Для более придирчивых автовладельцев дадим некоторые подробности об изменениях в составе масла в конце его срока службы.
Во-первых, влага, конденсирующаяся внутри холодного мотора, после контакта с картерными газами образует кислоты, снижающие защитные свойства смазки. Кислоты начинают преобладать над щелочами, прогрессирует коррозионный износ металлических деталей – то есть усиливается один из основных видов износа в ДВС.
Читайте также: Типичные поломки авто в эвакуации – как их избежать
Во-вторых, масло с превышенным сроком работы становится более густым, но, к счастью, весной и приближающимся летом данный факт будет мало влиять на пусковые качества.
Требования к маслам для современных двигателей подчас суровые: температурная стабильность, низкая вязкость при высокой степени защиты деталей, плюс малое содержание серы
Наконец, из-за топлива, которое обязательно попадает в масло, теряют свою эффективность моющие присадки. А они отвечают, вопреки расхожему мнению, не за внутреннюю чистоту двигателя, а главное – за чистоту канавок поршневых колец. Если они будут забиты нагаром, в цилиндрах упадет компрессия, ускорится износ колец и цилиндров, еще больше масла будет оставаться на стенках цилиндров, нагара станет еще больше – и так по кругу, с прогрессирующим нарастанием обеих проблем. Двигатель между тем будет терять мощность и изнашиваться все интенсивнее.
В качестве временной меры – можно. Если речь идет не о замене, а о восстановлении уровня, можно долить моторное масло другого бренда. Но предпочтительно, чтобы масло было того же типа (синтетика, полусинтетика) и той же группы качества (SL, SN, CH-4, CJ-4 и т.д.). Что касается вязкости, то при доливе допустимо некоторое отклонение (например, 5W-30 вместо 10W-40).
Ну а если уровень на щупе упал ниже отметки Min и нужно продолжить движение – тогда можно вообще долить масла хоть из дизеля подбитого вражеского танка.
Параметры, которые следует учитывать при подборе масла вместо "родного": 1. Вязкость по SAE. 2. Одобрение автопроизводителя. 3. Класс качества по стандарту ACEA. 4. Класс качества по стандарту API.
Такое можно сделать, ведь старый фильтр на исходе своего ресурса задерживает не все частицы загрязнений. Но подумайте, насколько целесообразно заменять только фильтр: если у вас есть доступ к СТО и к магазину запчастей (фильтр же вы где-то взяли?), поменяйте уже заодно и масло, пусть даже оно будет другой, не "вашей" марки. А если вы знаете, что вскоре будет возможность поменять смазку на "правильную", то несколько сотен километров двигатель "потерпит" и со старым фильтром.
У многих моделей на щитке приборов высвечивается напоминание о наступлении времени замены масла. Если такой "транспарант" донимает водителя, его можно сбросить самостоятельно. Методы разные в зависимости от марки и модели авто, например, у Ford`ов нужно при включенном зажигании и закрытых дверях нажать одновременно до упора акселератор и тормозную педаль.
Когда автомобиль сам напоминает о необходимости замены масла, он учитывает не только пробег и время, но и условия работы двигателя
Главное, что нужно понять – катастрофы с двигателем из-за просроченной замены масла не произойдет. Но важно, чтобы уровень смазки не упал ниже допустимого предела. При этом если вам дорого будущее вашего двигателя и вы знаете, что масло в нем старое, не перегружайте агрегат высокими оборотами (выше 4000 об/мин) и чрезмерной нагрузкой на малых оборотах (до 1500 – 2000). Продолжительный холостой ход – также не очень желаемый режим для двигателя со старым маслом в картере. Словом, не паникуйте, но все же при первом удобном случае поменяйте смазку.
Читайте также: Машина сломалась по дороге в эвакуацию: что делать