
ФОТО: Фрипик|
Дополнительный бак для Ad Blue в авто стандарта Евро6
Год назад Институт потребительских экспертиз провел масштабную проверку жидкости-реагента AdBlue, который используется в дизельных авто и технике для очистки выхлопных газов. Результаты прошлогоднего исследования показали, что 70% продукции была не качественной, и имела значительные нарушения. Изменилась ли ситуация за год, проверили эксперты Института, которые снова закупили образцы и продиагностировали их в сертифицированной лаборатории.
Также интересно почему выбор AdBlue настолько важен для владельцев дизельных авто
Спрос на эту жидкость в Украине постоянно растет, поэтому производство реагента является очень прибыльным бизнесом. Ведь оно не требует каких-то супер технологий или строительства заводов.
Вместе с тем, качество AdBlue очень зависит от качественных компонентов, и системы логистики и хранения. Использование же некачественного реагента может привести к поломке системы очистки выхлопных газов, и соответственно, к серьезным финансовым проблемам у владельцев авто.
Что такое AdBlue
Сначала о том, что собственно собой представляет жидкость AdBlue. Фактически это раствор технически чистой мочевины (32,5%) в максимально очищенной, деминерализованной воде (67,5%). Он применяется как дополнительная рабочая жидкость в дизелях, которая впрыскивается в поток отработанных газов в присутствии катализатора – при этом происходит реакция преобразования вредного оксида азота на безопасные азот и воду. Сам катализатор всегда должен оставаться чистым, поскольку именно он боится посторонних металлов, которые забивают поры и выводят его из строя.
В свою очередь, эти металлы находятся в воде, именно для того ее так тщательно деминерализуют. Соответственно, мочевина (карбамид) должна быть высокого уровня очистки (марка А), а не дешевой сельскохозяйственной, которая используется как удобрения на полях. И вода должна быть не "из-под крана", а специальная. Конечно, качественные компоненты стоят дорого, чем и пользуются псевдо "разливаторы" – AdBlue, используя самые дешевые компоненты.
Пренебрежение качеством может дорого обойтись владельцам дизельных автомобилей. Использование подделки может привести к блокировке элементов дозирования AdBlue, что в свою очередь, приводит к выходу из строя дорогостоящих компонентов, которые не подлежат ремонту. Кроме того, возможно загрязнение каталитического блока SCR, как результат, возможна полная блокировка выхлопной системы. И наконец, возникновения отложений мочевины в нейтрализаторе, что ведет к механическому повреждению элементов системы очистки отработанных газов.
Испытания
Исследователи отобрали пять проб AdBlue в наиболее популярных сетях АЗС и розничной торговли. Было приобретено реагенты AdBlue от CrossChem (КросХим – один из крупнейших производителей в Украине), который реализуется в сетях АЗС AMIC, AVANTAGE 7, ОККО, KLO и др., NOXY, реализуется в сети OKKO, EcoBlue (БРСМ-Нафта, производится согласно ТУ и не является запатентованным реагентом AdBlue), реализуется в собственной сети АЗС, TIZINOX, реализуется в автомагазинах, и белоцерковский производитель NEW FORMULA.
Эксперты разделили результаты на две группы – "зеленую" и "красную". В первую попали реагенты, которые полностью соответствовали нормативам ISO 22241 и были качественными. Во вторую – соответственно, образцы с нарушениями, использование которых может привести к выходу из строя системы.
Результаты испытаний жидкости типа AdBlue:
|
Показатель, единица измерения |
Норма согласно требованиям НД |
CrossChem (КроссХим) |
NOXY |
NEW FORMULA |
EcoBlue |
TIZINOX |
Метод испытаний |
|
Где реализуется |
AMIC, WOG, Avantage 7, OKKO, KLO |
OKKO |
розничная сеть |
БРСМ-Нафта |
розничная сеть |
||
|
Содержание карбамида, %, в пределах |
31,8-33,2 |
32,68 |
32,63 |
32,49 |
32,52 |
32,59 |
ИСО 22241-2:2019, прил. C |
|
Массовая концентрация альдегидов, мг/кг, не более |
5 |
0 |
0 |
0,1 |
34 |
0,1 |
ИСО 22241-2:2019, прил. F |
|
Массовая концентрация меди, мг/кг, не более |
0,2 |
0 |
0 |
0,01 |
0,001 |
0.23 |
ИСО 22241-2:2019, прил. G |
|
Массовая концентрация цинка, мг/кг, не более |
0,2 |
0 |
0,017 |
0,10 |
0,001 |
0.22 |
ИСО 22241-2:2019, прил. Н |
*Сокращенная таблица. Все результаты исследований смотрите на сайте Института потребительских экспертиз.
Также интересно какие самые дешевые дизельные авто можно купить в Украине
Зеленая группа
Лабораторные исследования показали, что три реагента из пяти действительно AdBlue, то есть полностью соответствуют европейскому стандарту ISO 2224. В реагентах CrossChem и NOXY было обнаружено нулевое значение концентрации вредных альдегидов, минимальные значения нерастворимого осадка (2,4 и 2,9 мг/кг соответственно при допустимых 20 мг/кг), а также незначительные концентрации металлов. Например, в растворе CrossChem совсем отсутствуют фосфаты и медь.
Такие показатели, прежде всего, свидетельствуют об использовании при производстве качественного карбамида и правильной деминерализации воды. Также это может указывать и на надежную систему логистики и хранения продукта, поскольку для AdBlue любой контакт с неподходящими материалами приводит к падению качественных показателей. Что же касается стоимости, то здесь "разбег" колоссальный – если реагент CrossChem в рознице стоит 34 гривны за литр, то NOXY уже 130! Разница почти в четыре раза.
Красная группа
В "красную" группу попали два других образца реагентов, что исследовались. В реагенте TIZINOX превышена массовая концентрация содержания меди и цинка, но незначительно (0,23 и 0,22 мг/кг соответственно, при нормативе не более 0,2 мг\кг). В целом, наличие и превышение этих примесей в жидкости может привести к достаточно быстрому выходу из строя катализатора, а дальше может произойти даже накопление известковых отложений, которые закупорят блок SCR, а затем и всю выхлопную систему.
Но настоящий "сюрприз" ждал экспертов в образце EcoBlue (БРСМ-Нафта). В этом реагенте массовая концентрация вредных альдегидов оказалась 34 мг/кг при нормативе не более 5. Семикратное превышение! Это опасно, поскольку преувеличение альдегидов выводит из строя систему селективной каталитической нейтрализации SCR, загрязняет форсунки и в результате может потребоваться дорогостоящий ремонт даже после не длительного использования.
Оба образца в рознице стоят 60 грн. за литр. Если сравнить эту цену с CrossChem, например, получится почти вдвое дороже, при том, что первый образец качественный.
Вывод
В общем, тест показал, что появился определенный прогресс в разрезе качества на рынке AdBlue. Если в прошлом году 70 процентов украинского рынка AdBlue не соответствовало нормативам ISO 22241, то в этом – только 40%. Ряды фальсификаторов редеют, и это хорошая новость для автомобилистов. Как и для пешеходов – дизельных авто в Украине много, поэтому в крупных городах чистого воздуха станет больше.
Кстати что такое жидкость AdBlue и где ее покупать
Справка
AdBlue – запатентованная торговая марка Ассоциации автомобильной промышленности Германии. Требования к реагенту AdBlue определяются стандартом ISO 22241. То есть именно это название может использоваться производителем в случае, если продукция одобрена Ассоциацией. Другие жидкости, которые производятся по ТУ, и не сертифицированы Ассоциацией, так называться не могут. Поэтому в Украине их называют созвучными названиями типа ЭкоБлю, Блютек и другие.