"Целина" была сделана перед ЛуАЗом
Сначала был НАМИ-049 “Огонек” (1958 г.). Он был задуман как замена тяжелому мотоциклу, поэтому в его разработке принимал участие не только автомобильный НИИ под названием НАМИ, но и Ирбитский мотозавод.
Машина получилась не просто интересная, а с перспективой серийного производства, но подвел ее мотоциклетный двигатель (0,75 л, 22 л.с.) – слабый и архаичный. Поэтому для дальнейшего развития “Огонек” передали туда, где был более подходящий силовой агрегат – на Запорожский автозавод.
"Целина" фактически была грузовиком на агрегатной базе первого "Запорожца". Ее 26-сильный двигатель затем перекочевал под капот "горбатого".
Сразу скажем, что в Запорожье создали "Волынянку" ЛуАЗ-969, которая до передачи на производство в Луцк называлась ЗАЗ-969. Но перед ним была еще одна любопытная машина, о которой мы хотим сегодня рассказать.
Читайте также: История "Запорожца" - ЗАЗы, которых мы никогда не увидим
Отец-"Запорожец"
Идея сделать из легкового "Запорожца" что-то более практичное не давала покоя советским конструкторам на протяжении всех 1960-х годов. Было несколько вполне успешных попыток, причем некоторые из них оказались потом звеном эволюции машин, которые в серии стали известны как внедорожник ЛуАЗ-969 и амфибия ТПК. Созданный в 1961-м НАМИ-049А "Целина" был одновременно и грузовиком-пикапом, и донором новой трансмиссии 4х4.
Правда, авторы проекта подавали его шире: как сельскохозяйственную модификацию автомобиля "Запорожец". И так бы оно и получилось, если б все пошло по планам конструкторов.
Большой оригинал
Автомобиль "Целина" имел переднемоторную компоновку, а расположенный под полукапотом короткий мелитопольский двигатель от "горбатого" (форсированный!) через почти стандартную "зазовскую" коробку приводил в движение передние колеса.
Минигрузовик "Целина" на базе "Запорожца" хоть и был лишь прототипом, имел полностью завершенный дизайн.
Но пара хитростей в МКП таки была. Во-первых, на ней сделали выход крутящего момента на заднюю ось, что позволило обойтись без раздаточной коробки. А во-вторых, появилась дополнительная передача – не пятая, а максимально мощная, как бы минус первая (передаточное число 6,73:1). Напомним, что подобная схема прижилась и используется на всех серийных ЛуАЗах.
Привод на заднюю ось можно было подключать и отключать с водительского места, у каждого колеса был редуктор (1,39:1), который повышал тягу и увеличивал клиренс до рекордного значения 300 мм. В конструкции трансмиссии применялись простейшие шарниры – резиновые муфты и стандартные карданы от "Запорожца".
Читайте также: Двигатель позади: какими были реальные конкуренты "Запорожца"
Все колеса имели независимую подвеску на торсионах, тоже в дальнейшем воспроизведенную на серийных “ЛуАЗиках”. Такая конструкция обеспечивала динамический ход колеса вверх-вниз аж 200 мм, что очень помогало на бездорожье. Для сравнения, этот параметр у Fiat 600, которому часто приписывают титул прототипа для "горбатого", составлял всего 40 мм.
Не очень понятно, почему у прототипа "Целина" с тем же мотором МеМЗ-966 нос был короче, чем потом вышел у ЛуАЗ-969.
Характеристики НАМИ-049А "Целина"
Собственная масса |
725 кг |
Грузоподъемность |
300 кг |
Емкость кабины |
2 человека |
Грузовая платформа |
2050 х 1400 мм |
Длина/ширина/высота |
3600/1540/1700 мм |
Колесная база |
1800 мм |
Колея перед./зад. |
1300/1322 мм |
Клиренс |
300 мм |
Шины |
5,60-13” или 5,90-13” |
Подвеска передняя/задняя |
независ./независ., торсионная |
Двигатель |
0,887 л, 26 л.с. (4000 об/мин), 5,5 кгм |
Трансмиссия |
мех. 4 ст. + 1 ст. "ползучая" |
Привод |
4х4, принудительно жестко подключается |
Макс. скорость |
65 км/ч |
Расход горючего, трасса/бездорожье |
8,0 – 9,0/н.д. л/100 км |
Удачно!
Грузовик "Целина" позволил отработать несколько технических идей, которые затем были использованы на нескольких серийных моделях ЗАЗа и ЛуАЗа, в том числе и более мощный и выносливый двигатель. Если присмотреться, он оказался почти готовым ЛуАЗ-969, разве что "нос" не был таким длинным.
Однако следует сказать, что не все планы инженеров были реализованы. Первоначально эта машина планировалась как более универсальная, эдакий многоцелевой автомобиль-мотоблок. После установки спереди на двигатель муфты отбора мощности он мог приводить в действие целый набор агрегатов. Например, компрессор, разного рода насосы, вакуум-систему доильного аппарата, пилораму, опрыскиватель, стационарное сельхозоборудование, сварочный аппарат и т.д. Возможно, такой функционал был "похоронен" потому, что при советском устройстве экономики подобные возможности не были бы востребованы.
Нами-049А "Целина" планировался не как обычный автомобиль, а как многофункциональный механизированный помощник для крестьян и коммунальных служб.
Целина и наши дни
Концепция практичного сверхкомпактного грузовика, подобного "Целине", жива и сегодня. В первую очередь – в густозаселенных странах Азии, где распространены мелкие частные хозяйства и есть потребность в перевозках малых партий грузов.
В частности, в Японии подобные машинки – неотъемлемая часть деревенского пейзажа. Причем эти малыши часто выезжают на поле прямо к грядкам, чтобы получить с них зелень и свежие овощи и вывезти их непосредственно в торговые точки в ближайшем городе. Например, подобные 660-кубовые модели (в том числе и 4х4!) есть в каталогах всех японских производителей: Honda Acty, Daihatsu HiJet, Mitsubishi Minicab, Suzuki Carry, Nissan Clipper, Subaru Sambar... При других, более благоприятных условиях этот список вполне мог быть пополнен и ЛуАЗовской моделью.
Читайте также: Неизвестные грузовики "Запорожец": какими они были