
ФОТО: сайт МЭА|
Утверждение о дешевой рабочей силе в Китае легко опровергает это фото: людей на конвейере вообще не видно, за исключением одного инженера
В новом отчете МЭА "Что дальше для мировой автомобильной промышленности" обозначены вызовы и возможности, связанные с перемещением международных центров производства и продажи автомобилей. Изменение ориентиров происходит на фоне роста мирового спроса на электромобили.
Как говорится в исследовании МЭА, география мировой автомобильной промышленности претерпевает значительные изменения, а продажи электромобилей растут. Точно установлены потенциальные последствия для действующих производителей автомобилей и их стран, включая возможности для повышения конкурентоспособности в условиях быстро меняющейся среды.
Читайте также Каждый четвертый проданный в 2025 году автомобиль будет электрическим
Отчет содержит первый в своем роде анализ сектора, основанный на обзоре рыночных данных и данных о расходах, а также консультациях с участниками отрасли.
Китай – центр мирового производства
На КНР сейчас приходится 40% мировых мощностей по производству автомобилей, тогда как на Европу и Северную Америку приходится по 15%.
Китай обогнал Европейский Союз и стал крупнейшим в мире экспортером автомобилей в 2024 году.
География рынка изменилась кардинально:
- на Китай и развивающиеся страны, приходится более 50% глобальных продаж авто;
- Китай производит 40% мировых автомобилей и стал крупнейшим экспортером в 2024 году;
- 70% электромобилей, проданных в мире, собраны в Китае.
Читайте также Электромобили в 2023 году поставят новый рекорд продаж
Три структурных сдвига в мировой автоиндустрии
По словам исполнительного директора МЭА Фатиха Бирола, "мировая автомобильная промышленность сейчас переживает серьезные изменения, которые имеют значительные последствия для экономики всего мира и для энергетического сектора".
На основании анализа он выделил три масштабные тенденции, что сейчас формируются:
- изменение географии производства;
- изменение регионов, формирующих спрос;
- изменение технологий – от ДВС к электротяге.
- Эти процессы будут иметь значительное влияние на энергетику и экономику.
Читайте также В Европе покупают только треть авто с ДВС: остальные – электрические и гибридные
Вызовы для традиционных производителей
Действующие автопроизводители вынуждены одновременно:
- поддерживать производство авто с ДВС для части рынков;
- инвестировать в масштабирование электромобилей;
- конкурировать с новыми игроками, которые быстро наращивают долю на EV-рынке.
Почему Китай производит дешевле
В отчете отмечается, что производство автомобилей в Китае дешевле, чем в развитых экономиках, особенно электромобилей. Это связано, главным образом, с такими факторами, как крупномасштабное производство и вертикальная интеграция. Цены на энергоносители и затраты на рабочую силу также способствуют этому, но в меньшей степени.
По итогам 2024 видно, что китайский автопром очень уверенно устроился в нише производителей электромобилей. Инфографика: Авто24 по статистике IEA. Licence
Производство электромобилей в Китае существенно дешевле из-за:
- крупномасштабных заводов и вертикальной интеграции;
- более низкой стоимости батарей (на 30% ниже, чем в Европе, и на 20% - чем в США);
- эффективности производственных процессов;
- 40% разницы в цене объясняется именно более дешевыми компонентами силовой установки.
Читайте также На рынке автомобилей ЕС аккумуляторные авто впервые обошли дизельные
Можно ли догнать Китай
Отчет МЭА отмечает: разницу в стоимости батарей можно сократить. Установлено, что 50-процентные преимущества Китая – это результат производственной эффективности и автоматизации.
Страны с развитой экономикой могут достичь подобных показателей только при условии инвестиций и масштабирования производства. Однако на нынешнем этапе это практически не реально.