
ФОТО: Авто 24|
Экспозиция выставки
После четырехлетнего перерыва в Киеве 12-13 сентября года проходит выставка электромобильности Plug-in Ukraine 2025. В ее рамках состоялся форум “Электромобильная трансформация Украины”, который собрал народных депутатов, чиновников, ученых и зарубежных гостей. Они обсудили перспективы рынка электрических автомобилей и зарядной инфраструктуры для них.
Также интересно что нужно знать о зеленых номерах для электротранспорта
Народный депутат, экс-спикер парламента Дмитрий Разумков рассказал, что он зарегистрировал законопроект, который предусматривает продление льгот на ввоз электромобилей в Украину. Его принятие позволит существенно сэкономить коты для украинцев как при покупке электромобилей, так и в дальнейшей их эксплуатации.
Заместитель министра развития общин и территорий Сергей Деркач сообщил, что правительство разрабатывает программу электрификации транспортной отрасли и представит ее в ближайшее время. В рамках программы вскоре будет открыт первый мощный зарядный хаб на пункте пропуска Украины – вблизи Рени Одесской области на границе с Молдовой и Румынией.
Чрезвычайный и полномочный посол Украины в Норвегии и Исландии Алексей Гавриш рассказал о стимулах этих государств в развитии рынка электромобилей. Ведь в Норвегии сейчас рынок автомобилей на 90-97% состоит из электрических моделей.
Кстати будет ли продление льгот на электромобили: позиция чиновников
Среди действенных стимулов, которые использовались в Норвегии, господин посол назвал льготы по налогообложению при ввозе авто, во время эксплуатации (разрешение на движение по полосам общественного транспорта, бесплатное пользование паромами и т.д.). Однако главное условие действенности этих мероприятий – прогнозируемость и неизменность законодательства в течение определенных лет. Это дает возможность инвесторам, бизнеса и населения прогнозировать свои расходы и доходы из-за использования электромобилей.
Главный редактор “Авто24” и аспирант ЗУНУ Сергей Матусяк рассказал о собственном научном исследовании, которое изучало влияние стимулов и льгот для электромобилей на примере стран Евросоюза и корреляцию этих данных на украинский авторынок. Согласно его докладу, ключевыми факторами роста рынка электромобилей в ЕС являются:
- Финансовые стимулы: субсидии и налоговые льготы имеют наибольшее положительное влияние. Это бонусы за покупку, налоговые льготы при покупке и эксплуатации.
- Зарядная инфраструктура: чем больше зарядных станций, тем выше доля электромобилей на рынке.
- Уровень ВВП: высокий доход населения коррелирует с большим количеством электромобилей.
В ходе исследования изучался опыт Германии и Швеции: в них стимулы резко отменяли, это моментально приводило к падению рынка электромобилей.
Учитывая эти факторы, прогноз ученых для Украины в случае отмены льгот по НДС пессимистический. Они посчитали, что в 2026 году, в случае введения налога НДС 20%, произойдет значительный спад рынка - на 50-70%. В период с 2027 по 2030 год, без внедрения новых стимулов, рынок, вероятнее всего, ожидает стагнация или очень медленное восстановление.
Также интересно сколько сэкономит государство от возврата НДС на электромобили
Поэтому Украине необходимо разработать новую государственную стратегию поддержки электромобильности. В частности, рассмотреть альтернативные механизмы поддержки, например, поэтапная отмена льгот после насыщения рынка и продолжать фокусироваться на развитии зарядной инфраструктуры.
Модератор форума, представитель Украинской Ассоциации Участников Рынка Электромобилей Вадим Игнатов рассказал, что в Украине действует очень прогрессивный закон, стимулирующий производство электромобилей и комплектующих. Он позволяет ввозить без налогов запчасти и узлы, оборудования для производства электротранспорта.
Однако, к сожалению, закон не работает из-за отсутствия производителей этого транспорта. Причем срок действия этого законодательного акта вскоре завершится. Поэтому зарубежным производителям стоит уже сегодня начинать производство электромобилей и комплектующих в Украине.