
ФОТО: Фрипик|
Заливать дизтопливо в Украине надо только на проверенных АЗС
Пока украинские автовладельцы обсуждают добавление спирта в бензины, беда пришла, откуда не ждали. Стабильная ситуация с качеством дизельного топлива начала резко ухудшаться, на рынке снова проявляется фальсификат, и его объемы растут. Эксперты Института потребительских экспертиз обнаружили, что сейчас уже как минимум двадцать процентов "солярки" на украинских заправках является фальсификатом. Причем еще полгода назад ситуация была почти идеальной.
Также интересно какова точность налива на украинских АЗС
На самом деле ситуация достаточно серьезная, поскольку дизельное топливо является "кровью" не только экономики страны (возим почти все в страну и за границу на фурах), но и военной логистики. Страшно подумать о результатах, если "бодяга" польется в баки танков и бронированных машин...
Итак, специалисты Института закупили на АЗС образцы из 15 сетей, взятых в разных регионах страны и отправили в лабораторию. Качество дизельного топлива проверяли в крупных и средних сетях: WOG, УКРНАФТА, AMIC, ОККО, PARALLEL, KLO, БРСМ-Нафта, BVS, а также в популярных региональных сетях (днепровские NEFTEK и VOSTOKGAZ, полтавский АВТОТРАНС, запорожская ЕВРО 5). Также проверили качество и в совсем небольших сетях KSEM, DGB, 24/7, которые расположены в небольших городах.
В лаборатории проверили по таким параметрам, как температура вспышки в закрытом тигле, содержание серы и плотность. Все вышеперечисленные показатели должны быть в рамках допусков ДСТУ, иначе оно может нанести вред и автомобилю, и экологии – собственно, воздуху, которым мы дышим.
Эксперты разделили результаты, полученные в лаборатории на группы – зеленую, синюю и красную. В первую попали сети, результаты которых соответствовали всем нормативам и имели "запас прочности" по качеству, синюю – АЗС, топливо без нарушений по требованиям профильного ДСТУ, но было на предельных показателях, и красную – сети, “солярка” в них оказалась не кондиционной, то есть не соответствовало нормативам стандарта.
Исследование дизельного топлива в апреле 2025 года:
Исследование по ДСТУ 7688:2015 к топливу дизельному |
Плотность при температуре +15°С, кг/м3 |
Температура вспышки в закрытом тигле, °С |
Содержание серы, мг\кг мг\кг |
Норматив |
820-845 |
не ниже 55 |
не более 10 |
WOG |
833,6 |
71 |
3 |
УКРНАФТА |
835,5 |
71 |
4 |
АМИК |
831,8 |
70 |
3 |
ПАРАЛЛЕЛЬ |
833,6 |
70 |
4 |
КЛО |
831,2 |
69 |
4 |
ОККО |
828,5 |
63 |
5 |
ВОСТОКГАЗ (Днепр) |
833,6 |
69 |
5 |
АВТОТРАНС (Полтава) |
834,1 |
66 |
10 |
НЕФТЕК (Днепр) |
828,3 |
59 |
10 |
DGB |
831,2 |
56 |
10 |
BVS (Полтава) |
832,2 |
63 |
9 |
КСЭМ |
833,2 |
62 |
9 |
БРСМ-Нафта |
823,6 |
47 |
101 |
ЕВРО 5 (Запорожье) |
815,1 |
30 |
345 |
24/7 |
826,6 |
44 |
34 |
Зеленая группа
Из 16 участников в эту группу попали 7 сетей – WOG, УКРНАФТА, AMIC, ОККО, PARALLEL, KLO, и VOSTOKGAZ. Прежде всего проверили главный показатель дизтоплива – содержание серы. Фактически, это главный маркер того, действительно ли топливо сделано в Европе, ведь очистить "солярку" от серы возможно только в условиях завода.
Несколько слов, почему это так важно. Сера убийственна для нейтрализаторов и сажевых фильтров, а также вместе с выхлопными газами отравляет воздух в городах. Например, если будет 1000 мг/кг (еще десять лет назад это было нормой), нейтрализатор может перестать эффективно работать после десяти – пятнадцати заправок. Со временем превышение нормы серы может стать причиной ремонта двигателя и элементов топливной системы.
По украинским стандартам (аналогичным Евро 5) содержание серы в топливе допускается не более 10 мг/кг. Меньше всего серы было определено в дизельном топливе AMIC и WOG (3 мг/кг), фактически отсутствует она в УКРНАФТА, KLO, PARALLEL (по 4 мг/кг). Такие результаты уже ближе к нормативам Евро 6, а значит – это гарантированно европейское топливо. Чистое топливо – и в сети VOSTOKGAZ, всего 5 мг/кг.
Также интересно какие самые дешевые дизельные авто можно купить в Украине
Еще один четкий маркер оригинальной или поддельной "солярки" – температура вспышки дизельного топлива. Если в этом параметре есть нарушения – однозначно топливо чем-то разбавляли. Технически, этот показатель может показать, не попадали ли в солярку посторонние компоненты, которые могут привести, к примеру, к возгоранию "солярки" при аварии. Согласно ДСТУ, эта температура должна быть как минимум 55 °C. Рекордсмены с температурой 71 градус у "дизеля" от WOG и УКРНАФТА, практически такие же цифры – у PARALLEL и AMIC (по 70 единиц). Все в порядке с температурой и у KLO с VOSTOKGAZ (69 единиц).
Синяя группа
Вторая по численности группа – "синяя", куда отнесены сети, где параметры дизельного топлива соответствовало всем требованиям ДСТУ, но на грани нормативов, то есть без запаса по качеству. Группа оказалась достаточно обширной – здесь сети BVS, NEFTEK, АВТОТРАНС, KSEM, DGB. Основной момент – сера у всех образцов была "на максимуме" норматива – от 9 до 10 мг/кг. В целом, попадание двух последних сетей списка в эту группу можно считать успехом.
Кстати дизель, бензин или газ: какое авто экономнее в городе
Красная группа
И наконец, "красная" группа нарушителей. Здесь оказались сеть БРСМ-Нафта, а также региональные ЕВРО 5 и 24/7. Проблемы оказались как в содержании серы, так и в температуре вспышки. У "солярки" с БРСМ-Нафта обнаружено превышение ядовитой серы в более чем 10 раз (101 мг/кг при норме 10), а в ЕВРО 5 вообще "зашкалило" – 356 мг/кг!
При таких значениях проблемы с топливной системой и двигателем практически гарантированы. Кроме того, во всех образцах этой группы обнаружились нарушения и с температурой вспышки. БРСМ-Нафта показала 47 градусов при нормативе не ниже 55, ЕВРО 5 вообще 30, а 24/7 - 44. В случае ДТП такое топливо может вспыхнуть, со всеми вытекающими последствиями для владельцев.