Огромное количество автомобилей, уничтоженных в результате боевых действий, не является аргументом для Кабмина. Чиновники еще раз предлагают отменить нулевое растаможивание, чтобы усложнить украинцам возможность восстановления автопарка. На сайте Верховной Рады уже появился правительственный законопроект №7418.
Читайте также Благодаря нулевому растаможиванию украинцы ввезли 123,6 тыс. авто
“Законопроект требует безотлагательного принятия в связи с военной агрессией Российской Федерации против Украины и введением правового режима военного положения на территории Украины, а также насущной необходимостью обеспечения функционирования экономики”, – сказано в пояснительной записке к законопроекту.
Суть законопроекта заключается в отмене нулевого растаможивания, внедренного законом № 2142, и возвращении схемы растаможивания, которая в Украине действовала до начала войны. По мнению авторов законопроекта автомобили “не являются предметами первой необходимости и обеспечивающими бесперебойную работу экономики”.
Напомним, что в условиях войны автомобиль может спасти жизнь, являясь едва ли не единственным средством эвакуации из зоны боевых действий. Также автомобиль вполне может являться инструментом для бизнеса и обеспечения функционирования экономики, в первую очередь это касается коммерческих автомобилей.
Однако позиция украинских чиновников остается предсказуемой. "Принятие законопроекта (об отмене нулевого растаможивания – ред.) будет способствовать созданию условий для надлежащего обеспечения функционирования экономики, а также надлежащего наполнения доходной части бюджета за счет поступления таможенных платежей", – уверяет министр финансов Украины Сергей Марченко.
Почему отменяют “нулевую расможку?
Чиновники насчитали, что в государственную казну не поступило 13 миллиардов гривен, однако рассчитывать потери таким линейным способом некорректно, отмечают эксперты Института исследований авторынка. Ведь если бы льгот не существовало, то и объемы импорта были бы значительно меньше, а значит, и «потери» бюджета не были бы такого размера. А если учесть потенциальную пользу от активизации соприкасающихся сфер и роста экономической активности граждан, то неизвестно, существуют ли общие потери экономики.
Интересно, что в пояснительной записке упоминается о "нередких случаях ввоза авто премиумкласса", хотя по статистике, абсолютное большинство автомобилей были стоимостью до $5 тысяч, а машин стоимостью свыше $100 тысяч по состоянию на конец мая привезли всего 44 штуки.
Как "бонус" законопроектом предлагают отменить сбор в Пенсионный фонд во время первой регистрации электромобилей. Учитывая, что 60% продаж в Украине — это машины стоимостью до $8 тысяч, количество предложений продажи электромобилей за такие средства критически мало, а большинство таких авто не могут полноценно заменить классическое авто из-за своих низких эксплуатационных характеристик, для большинства украинцев такая льгота не будет давать никакой. пользы.
Когда «нулевая» растаможка может быть отменена?
Публикация законопроекта – это только внесение документа на рассмотрение народных депутатов. Для того чтобы он стал законом, необходимо соблюсти регламент:
- Провести обсуждение и заключения профильных комитетов;
- Вынести документ на голосование в зал и принять. Если голосование происходит в двух чтениях, то после принятия первого, законопроект отправляется на дополнительное обсуждение в профильных комитетах и повторно выносится в зал для голосования в целом;
- Документ должен быть подписан председателем Верховной Рады;
- Документ должен быть подписан Президентом Украины;
- Документ должен быть опубликован в официальной печати.
И только после этого смены начнут действовать. Как показывает практика, все эти процедуры обычно длятся минимум несколько недель. Конечно, есть случаи принятия законопроектов по сокращенной процедуре, когда все организуют в считанные дни. Однако в этом случае наиболее вероятным прогнозом эксперты Института исследований авторынка считают от одной до нескольких недель. Вероятность принятия документа считается высокой, поскольку инициатором выступают уже не отдельные народные депутаты, а Кабинет Министров Украины.
В любом случае «нулевое» растаможка будет действовать до 1 июля 2022 года, ведь именно эту дату определили законодатели.
Как отмена «нулевого» растаможки повлияет на авторынок
Во-первых, еще до принятия закона на рынок повлияет сама новость о возможной отмене «нулевого» растаможки. Это снова активизирует колебавшихся в целесообразности покупки авто за границей, или рассчитывал, что у него будет еще три месяца на спокойный выбор и доставку машины. Поскольку сейчас временные рамки снова четко неизвестны, следует ожидать роста очередей на границах. Особенно активными сейчас будут те, кто захочет растаможить авто еще по «нулевому» растаможиванию, а продать уже по полной рыночной цене после отмены.
Во-вторых, возврат к предыдущим ставкам таможенных платежей замедлит импорт и снизит его объемы и количество. Привезти доступные автомобили, в которых больше всего нуждаются украинцы, будет экономически невыгодно из-за размера акцизного налога, который часто окажутся больше стоимости самого автомобиля. Это замедлит активность и на внутреннем авторынке.
В-третьих, цены на рынке, начавшие снижаться на рынке в результате постепенного его насыщения привезенными авто из-за границы, начнут снова расти. Что, на фоне и так невысокой покупательной способности украинцев, еще больше снизившейся в результате войны, сделает покупку автомобиля еще более недоступной. Это, в свою очередь, будет способствовать старению автопарка, заставляя украинцев покупать подержанные автомобили на внутреннем рынке вместо «пригона» из-за границы за ту же стоимость.
По мнению экспертов Института исследований авторынка, система налогообложения импорта подержанных авто нуждается в комплексной реформе. Проанализировав проблемы на авторынке на пути их решения, сбалансированным и компромиссным решением была бы отмена акцизного налога на все виды транспортных средств как рудимент, не соответствующий практике ЕС. А также упрощение процедур и автоматизация процессов при импорте.