Итальянская компания Piaggio намерена в ближайшее время показать оснащенные подушками безопасности скутеры. Информация уже пошла в среду конкурентов и может иметь продолжение у других производителей. Правда, пионерами в этой технологии итальянцев называть не стоит, поскольку тему давно ведет и добилась определенных успехов компания Honda.
Многие специализированные издания уверяют, что японцы уже 17 лет занимаются разработками мотоциклетных подушек безопасности, но это не соответствует действительности. Практически вдвое больше.
Читайте также Honda покажет малокубатурный мотоцикл
На самом деле Honda начала свои исследования этого атрибута безопасности по активным краш-тестам и анализу еще в 1990 году. Она разработала первую в мире мотоциклетную подушку безопасности, пригодную для использования на серийном мотоцикле.
Отправляетесь в дорогу и забыли положить наличные деньги на карточку? Заезжайте на WOG. Здесь прямо на кассе можно пополнить наличными свою карту, независимо от того, в каком банке она выдана.
Рекламная информация
Длинная дорога в серию
Технология разработки направлена на уменьшение травм головы и грудной клетки водителя мотоцикла во время лобовых столкновений с другими транспортными средствами, пешеходами, животными, объектами ландшафта или дорожной инфраструктуры. Этот атрибут в тестовых режимах годами исследовался на настоящих моделях мотоциклов, переделывался, совершенствовался. Однако выпуск серийного мотоцикла с подушкой безопасности Honda осуществила только в 2006 году, хотя на самом деле первой мотоциклетной подушке нынешним летом исполняется 33 года.
Правда, наработка японцев распространения не получила. Кстати, другие известные мотоциклетные бренды и аутсорсинговые компании по производству мотокомплектов и аксессуаров эту тему разрабатывали мало, хотя попытки были.
В свое время Yamaha загорелась идеей подушек безопасности, экспериментируя с ними в серии ASV. Фото: Yamaha
Крупнейший в мире поставщик автомобильных подушек безопасности Autoliv пошел по своему пути и теперь в партнерстве с упомянутой Piaggio переходит к массовому внедрению мотоциклетных подушек безопасности в серийные модели сначала скутеров, а теперь и мотоциклов.
Практически все разработчики этого атрибута столкнулись с общей проблемой. Если в современном автомобиле водитель имет позади спинку сиденья, к которой его мгновенно прижимает развернутая аварийная подушка и он как бы фиксируется в таком положении, то у мотоциклиста опорная поверхность позади отсутствует. Для решения этой проблемы упомянутая Honda в своей системе начала использовать ремни крепления подушки безопасности к раме для поддержки.
Читайте также Установлен рекорд скорости для мотоциклов на паровой тяге
И хотя сегодня на рынке есть только один "хондовский" серийный мотоцикл, оборудованный подушкой безопасности, эксперты прогнозируют в ближайшие несколько лет их массовое использование: технология оснащения мотоциклов этим атрибутом может стать обязательной нормой, а не исключением. Все идёт к тому, что мотоциклетные заводы обяжут это делать.
Подушка нам в помощь
Менеджеры вышеупомянутой Autoliv отмечают, что установка подушек безопасности на мотоциклы и скутеры станет жизненно важным шагом. Начавшееся осенью прошлого года сотрудничество с Piaggio в теме подушек безопасности для мотоциклов и скутеров уже вылилось в конкретный результат: трехколесный скутер Piaggio MP3 получил в зоне колен водителя подушки безопасности.
Этот трицикл имеет с лета прошлого года модернизированный двухцилиндровый 500-кубовый V-образный двигатель с мощностью 41 л.с. при 7250 об/мин и 46 Нм крутящего момента, его оснащение подушкой не случайно – сегодня это один из самых популярных трехколесных скутеров Европы и мира, тираж которых за 17 лет достиг более 230 000 единиц, считай, по 13,5 тысяч машин каждый год.
Трехколесный скутер Piaggio MP3 первым в линейке производителя получил подушки безопасности. Фото: Piaggio
Компания Autoliv на основании своей статистики сбыта подсчитала, что ее оборудование для безопасности на автомобильных транспортных средствах отводит примерно 35 000 смертей ежегодно. Теперь с появлением заказов на скутеры и мотоциклы производитель хочет увеличить это количество до 100 000 спасенных жизней ежегодно уже к 2030 году.
Читайте также Какие новые мотоциклы появятся летом 2024 года
Особой тайны по технологиям подушки безопасности Piaggio/Autoliv никто не делает. Там принцип работы схож с автомобильной системой: установленный блок использует газогенератор с химической реакцией, вызываемый электрическим сигналом в момент столкновения. Множество инертного газа заполняет мешок за доли секунды еще до того, как водителя по инерции бросит вперед.
Надуваясь вверх и в сторону водителя, этот мешок создает буферную зону для смягчения энергии столкновения, замедляя скорость инерционного броска водителя в сторону аварийной преграды. Это уменьшает повреждение уязвимых частей тела, особенно головы, шеи, грудной клетки.
В Европе большинство мотоциклетных травм происходит в нижней части тела: 98% байкеров выживают, но с травмами. Специальные мотоциклетные джинсы и куртки должны помочь, но пузырь безопасности не заменят. Фото: motorcycles.news
Восток и Запад в мототравмах контрастны
В своем исследовании мотоциклетных подушек безопасности Autoliv углубилась в три крупномасштабных исследования дорожно-транспортных происшествий, анализируя заметные отличия между авариями и травмами в разных частях света. Скажем, GIDAS (German In-Depth Accident Study) представляет несчастные случаи в состоятельных странах, где водители чаще носят хорошие комплекты безопасности и шлемы.
Те данные сравнили с результатами исследований CIDAS (Углубленное исследование аварий в Китае) и RASSI (Система выборки ДТП: Индия), которые показывают тип травм, полученных на рынках, где доминируют менее производительные мотоциклы и скутеры и относительно низкий уровень использования шлема.
Подушки безопасности на скутерах менее проблемны, чем на спортивных мотоциклах, где водитель наклоняется вперед. Фото: Autoliv
Рассматривая аварии на мотоциклах от "от серьезных до смертельных" при столкновениях с другими транспортными средствами, эксперты зафиксировали поразительные географические отличия.
Вот дальше следует просто процитировать отдельные выводы:
- Немецкое исследование выявило, что ноги водителей наиболее уязвимы, на них приходится 31% травм, тогда как травмы головы составляют лишь 16%.
- у Китая и Индии травмы головы являются наиболее значимым фактором (31% и 34% соответственно), а на втором месте травмы ног (24%) в обеих странах.
До этого Autoliv разрабатывал подушки безопасности для устанавливаемых в одежду пассажиров, но теперь внимание пошло в монтаж пузырей безопасности в мотоциклы. Последнее особенно ценно, поскольку подушка безопасности выступает неотъемлемой частью самого мотоцикла и пригодится, когда это потребуется.
Читайте также Украинцы массово покупают новые мотоциклы
Используя как реальные, так и имитированные краш-тесты, сосредотачиваясь на столкновениях со скоростью 50 км/ч в сторону автомобиля, Autoliv установил, что подушки безопасности могут оказать огромное влияние на результаты. В частности, испытания показали, что без подушки безопасности голова манекена во время краш-тестов подвергалась замедлению на 130 g в течение более трех миллисекунд, а это почти вдвое превышает лимит в 72 g, установленный во время краш-тестов.
Краш-тесты подушек безопасности практически всех производителей мотоциклов доказали целесообразность их установки в байки Фото: Autoliv
С подушкой безопасности тот же краш-тест привел к замедлению головы на 51g, что значительно меньшей вероятностью получить травму.
В ходе испытаний для определения риска травмы головы рассматривался "Критерий травмы головы" (HIC) – стандартный расчет, основанный на силах, ощущаемых головой тестового манекена в течение определенного периода во время аварии. Целевой показатель во избежание травм составлял 500 HIC: без подушки безопасности результат был в 13 раз больше и составил 6794. С подушкой безопасности показатель HIC снизился лишь до 118 раз.
В компании Autoliv уверяют, что подушка безопасности для скутеров может стать козырной картой на насыщенных и оживленных рынках Индии и Азии, где шлемы не в уважении. Фото: Autoliv
Похожая история с травмами шеи. Порог травмы для "сдвиговой силы" был установлен на уровне 1,9 килоньютона (кН). Без подушки безопасности результат составил 2,9 кН силы оползня, а с ней эта цифра была сокращена лишь до 0,9 кН.
Другое измерение разгибания шеи, измеренное в Нм и порогом травмы 42 Нм, было уменьшено с 48 Нм без подушки безопасности до 11 Нм с подушкой безопасности.
"Мы начинаем с фронтальных подушек безопасности, положение которых может спасти больше всего жизней, а дальше будет расширение зоны, как это было в автомобиле. Там также сначала подушка была в руле, а затем для защиты от боковых столкновений появились боковые подушки. Подобное будет с байками , мотоциклетный бизнес должен пройти такой же путь. Миссия всех производителей мотоциклов и скутеров сейчас одна – спасти как можно больше жизней" – подчеркнул руководитель технологического отдела Mobility Safety Solutions Autoliv Ацуши Ишии.
Мотоцикл должен доставлять свободу, радость и удовольствие от путешествия, а не боль от травм: основным атрибутом безопасности должны стать фронтальные, а впоследствии и боковые подушки безопасности. Фото: 2wheelmedia.com