Автоматическая фиксация нарушений ПДД стартует с 1 июня. Владельцы авто будут получать «письма счастья». Что с ними делать, и стоит ли их оплачивать? Попробуем разобраться.

Пока система автофиксации будет работать только в Киеве. На данном этапе установлено пару десятков камер, контролирующих только скорость движения. Впоследствии их количество должно увеличиться до 700. Каждая такая камера стоит около 37 тыс долларов. Естественно, их нужно «окупить» и как можно быстрее.

Читайте также: Где в Киеве установлены камеры автофиксации: карта и адреса

Итак, готовиться к "письмам счастья" нужно уже сейчас. Первое, что нужно знать – штрафуют юридического владельца авто, а не водителя который совершил правонарушение. Второе, "письма счастья" приходят "Укрпочтой" по адресу регистрации (прописке) владельца авто. Ну и третье – в случае неполучения письма оно все равно считается врученным. Именно такие нормы прописаны в законе 2262-VIII, который, несмотря на свое название, и регламентирует внедрение автофиксации.

Как видим принцип индивидуальности наказания в случае с автофиксацией оказался нарушен. Ведь штраф может быть выписан на владельца авто, у которого даже нет водительского удостоверения. Следовательно, с такими законами, нужно бороться, и методов борьбы есть несколько.

Отмена закона

Закон, регламентирующий автофиксацию, по мнению некоторых юристов, существенно нарушает принципы права и противоречит Конституции Украины. Это верно и с точки зрения здравого смысла, ведь за нарушение ПДД должно отвечать именно то лицо, которое совершило правонарушение. Аналогичный случай уже встречался в судебной практике Конституционного Суда Украины. Знаменитое "дело Багинского" (номер решения v023p710-10) привело в 2010 году к признанию неконституционным и дальнейшей отмене закона об автофиксации.

Читайте также: Система автофиксации нарушений ПДД заработает с 1 мая: видео

Вполне возможно, что ныне действующий закон тоже будет отменен Конституционным Судом, но это займет некоторое время. Очевидно также, что для отмены неконституционного закона нужно, как минимум, подать иск в Конституционный Суд. Впрочем, зная политическую ситуацию и тот факт, что на презентации системы автофиксации присутствовал не только президент Зеленский, но и министр МВД Арсен Аваков, шансов на объективное и беспристрастное решение суда остается немного.

Отмена постановлений

Простым владельцам авто можно самостоятельно отменять присланные по почте штрафы. Для этого нужно обращаться в суд, имея любое доказательство того, что в момент совершения правонарушения лицо, на которое наложен штраф, не было за рулем. Для подачи такого иска можно даже не выходить из дома, так как система электронного судопроизводства уже работает. Достаточно перейти по ссылке https://id.court.gov.ua/, авторизоваться в системе и подать иск. Впрочем, обратиться в суд привычным "бумажным" методом тоже можно.

Читайте также: Как оспорить штраф полиции, не выходя из дома

Надлежащий пользователь

В законе прописана норма о "надлежащем пользователе". По сути это лицо, которое не является владельцем транспортного средства и добровольно зарегистрировалось в системе для получения и уплаты штрафов. Процесс регистрации "надлежащего пользователя" прост. Зарегистрироваться можно как самостоятельно, через "личный кабинет водителя", так и в Сервисных центрах МВД.

Читайте также: Кто будет оплачивать штрафы, зафиксированные камерами фотофиксации, и как их избежать

Регламентируется процедура регистрации "правильного пользователя" постановлением Кабмина 1197-2018-п. В ней есть некоторые ограничения. Например у одного транспортного средства может быть только один “надлежащий пользователь". Интересно, что обратного ограничения нет и один "надлежащий пользователь" может быть ответственным за бесконечное количество транспортных средств. Вполне возможно, что этот пробел станет основой для построения схем, когда на одного человека без имущества и официального дохода "вешают" огромное количество авто. В таком случае исполнительная служба не сможет взыскать с такого лица штрафы.

Антирадары и приложения

Устройства, сигнализирующие о приближении к радарам измерения скорости называют "антирадарами", но корректнее их называть радар-детекторами. Похоже, они снова будут популярны среди украинских водителей. На первом этапе камеры автофиксации будут контролировать только скорость, и в этом случае радар-детектор действительно способен помочь. Но в дальнейшем камеры будут следить и за другими нарушениями, и тут уже такое устройство не поможет.

Пригодятся и мобильные приложения, такие как Waze, Яндекс.Карты (работают только через VPN) и другие. Суть в том, что на них будут обозначены места установки камер, и приложение сможет заранее предупредить водителя о необходимости сбросить скорость.

Скрытие номеров

Правила дорожного движения запрещают эксплуатировать транспортное средство, если его номерной знак "закрыт другими предметами или загрязнен, что не позволяет четко определить символы номерного знака с расстояния 20 м". То есть использовать рамки из сетки, оргстекла или горизонтальных пластин, можно, если они позволяют прочитать номер с 20 метров.

Конечно, большинство из этих устройств сконструированы таким образом, что номера хорошо читаются с земли, но их трудно разглядеть с высоты (камеры, как правило, вешают на высоте 4-5 метров). Формально использование таких устройств не является нарушением.

Отдельно следует упомянуть о так называемых "перекидных" табличках. Они позволяют нажатием кнопки в салоне полностью закрыть или заменить номер. Использование таких табличек вполне законно при парковке (если автомобиль без номеров, на него вряд ли выпишут штраф за неуплату парковки). Но двигаться с закрытым номером незаконно.

Хулиганские методы

В странах Европы камеры контроля скорости иногда расстреливают из пейтбольних маркеров, повреждают провода связи, или залепляют объективы наклейками. Конечно, такие методы незаконны и в некоторых случаях за подобные действия предусмотрена административная или даже уголовная ответственность.

Более продвинутые противники автофиксации иногда используют самодельные технические средства, которые "глушат" радар, или приводят к некорректным измерениям. Так называемые "активные антирадары". Использование подобных приборов тоже незаконно, но доказать факт такого преступления смогут разве что представители "Укрчастотнадзора", которые со всем необходимым оборудованием окажутся на месте преступления во время его совершения.

Читайте также: В 2020 году на украинских дорогах будет работать 250 камер автофиксации

Также нелишним будет напомнить, что один комплекс измерения скорости, по информации пресс-службы KyivSmartCity, стоит около 1 млн. гривен, и испортить его с помощью, например, самодельного "активного антирадара" вполне возможно. Но и, возможно, придется возмещать его стоимость.

Соблюдение правил

Ничего не нарушать – казалось бы самый легкий способ избежать штрафа. Но беда в том, что сейчас ограничение скорости в населенном пункте – 50 км/час. Даже на дорогах, которые имеют отбойник и три или больше полос для движения в одном направлении.

Такое ограничение вряд ли можно считать адекватным, ведь по информации “Центра организации дорожного движения” более 70% водителей, движущихся по Столичному шоссе, – нарушители. Средняя скорость движения по такой дороге составляет 77,6 – 76,9 км/час.

Читайте также: Водителям предлагают зарегистрироваться, чтобы получать штрафы

Итак, соблюдение правил, на самом деле, лучший вариант, но изначально стоило бы позаботиться об адекватности самих ограничений скорости.