Почему грузовики MAN внезапно загораются: объяснение производителя

После неоднократных случаев возгорания грузовиков MAN разработчики прокомментировали эти ситуации и рассказали о принятых мерах.
Грузовики MAN загораются: что говорит производитель - Auto24

ФОТО: с сайта eurotransport.de|

MAN вспыхивает и за считанные минуты выгорает дотла

logo21 мая, 08:25
logo0
logo0 мин

Проблема началась в 2023 году, когда администраторы страницы “LKW-Unfälle und Kontrollen” (Аварии и проверки грузовиков) в Facebook заметили, что автомобили MAN TGX и TGS неоднократно вспыхивали из-за технического дефекта в седельном тягаче. Об этом, в частности, сообщает eurotransport.de.

После расследования, проведенного полицией, было установлено, что в группу повышенного риска попадают грузовики серий 2017-2019 годов с двигателем D26. Производитель, который уже следил за проблемой, выяснил причины. Одна из них касалась нарушения интервалов замены моторного масла.

Читайте также Львовским "королевичам" достался 480-сильный MAN TGX

Это удивило транспортную отрасль поскольку за долгие годы они привыкли к фиксированным интервалам пробега, то есть к замене масла примерно через 120 тыс. километров.

Решающая роль обслуживания ЭВМ

Встроенный в автомобиль компьютер технического обслуживания уже на этом этапе играет решающую роль. Он рассчитывает время следующей замены масла с точностью до дня, основываясь на количестве использованного дизельного топлива, которое зависит от индивидуального графика использования грузовика.

Водитель вовремя получает уведомление на экране. Однако в более чем 400-страничном руководстве по эксплуатации этой серии MAN об этом ничего не сказано ни на одной странице. Кроме того, вряд ли кто-то из водителей вообще читает эту толстую книгу, там буквально написано: "Замена моторного масла производится при регулярном техническом обслуживании и поэтому описана в Инструкции по техническому обслуживанию. Однако Инструкции по техническому обслуживанию не входят в комплект поставки автомобиля. Их можно получить в любом сервисном центре MAN".

Читайте также На шасси MAN TGS будут работать командные пункты для авиаторов

Таким образом, тема замены масла – это еще и вопрос правильной информации. Это сообщение, очевидно, дошло до многих крупных и мелких автопарков, и менеджеры автопарков могут использовать RIO Box, чтобы вовремя узнать о сроках следующей замены масла, если водитель пропустит или проигнорирует сообщение на дисплее или предупреждение. В подавляющем большинстве автопарков таких инцидентов не было.

Бессвинцовые вкладыши подшипников

Начали поступать и другие выводы, экспертные протоколы и отчеты. В одном из сообщений отмечалось, что в TGX произошло стирание материала на подшипнике коленчатого вала 4 при недостаточной смазке, во время сухого трения и протекания шатунного подшипника. Как результат – возгорание.

После пожара на TGX в 2023 году и двух отказов двигателя в начале февраля на горном маршруте в Шварцвальде сгорел другой TGX 2019 года. В ходе разговора между экспертами MAN и главным редактором FERNFAHRER Маркусом Бауэром выяснилось, что MAN действительно был первым производителем, который заменил прежние свинцово-бронзовые сплавы вкладышей подшипников на алюминиево-бронзовые, что еще раз подчеркивает риск попадания грязи в мотор.

Была опубликована статья, где указывалось на 45 автомобилей, сгоревших, компании и их собственные сервисные центры. Однако уже тогда в узком кругу говорилось, что подозрительный износ нельзя "вылечить" только новым маслом, если не заменить и вкладыши подшипников. При пробеге от 400 тыс. до 500 тыс. км через четыре-пять лет такое повреждение двигателя с воспламенением могло произойти в любое время и в любом месте.

Почти каждый рабочий день где-то горит МАН

Эта статистика не очень понравилось представителям MAN. В середине мая, в день публикации этой статьи, количество MAN TGX в огне буквально взлетело до 70. Это происходило не только в Германии, волна распространилась на Швейцарию, Польшу, Италию и Великобританию. Подсчитано, что практически каждый рабочий день в мае загорался MAN.

Читайте также Весь годовой объем выпуска MAN eTruck уже расписан по клиентам

Пожар на грузовике MAN 18.500 2019 года выпуска, принадлежащего компании Hubert Lackner Transporte из Монхайма под Донаувертом, произошел в начале мая на дороге возле Таннхаузена. Она особенно наглядна. Здесь водитель смог вовремя оставить грузовик. Хуберт Лакнер, владелец восьми грузовых автомобилей в Италии, приехал на место пожара, сфотографировал повреждения и шатунный подшипник, который он собрал из отдельных частей на обочине дороги, и опубликовал информацию о происшествии на своей странице в Facebook.

Он утверждал, что интервалы технического обслуживания всегда придерживались в соответствии с калькулятором технического обслуживания и контролировались с помощью блока RIO. Через некоторое время после обслуживания грузовик также загорелся.

Случай в Brucker

В транспортной компании Brucker все было иначе. Согласно экспертному заключению, проблема с вкладышами подшипников возникла в самом начале. Автоперевозчик открыто заявил, что транспортное средство, сгоревшее, значительно превысило один интервал технического обслуживания в течение срока службы, особенно первый. Отклонение составляло 25%. Вместо 36 тыс. литров потребленного дизельного топлива техническое обслуживание было проведено только после 44,3 тыс. литров, что эквивалентно задержке примерно на 25 тыс. км.

Читайте также Немецкие зенитки Skynex на базе MAN направляются в Украину

"Почему так произошло, для меня до сих пор остается загадкой, ведь автомобиль имел контракт на техническое обслуживание. Никогда не было никаких проблем с другими MAN, которые придерживались своих интервалов или лишь немного превышали их, – отметили у перевозчика.

Ответы MAN

Пресс-служба MAN ответила на все вопросы после консультации с юридическим отделом. Там подчеркнули, что у пожара могут быть разные причины. К ним относятся, прежде всего, перегретые шины или тормоза, пренебрежение техническим обслуживанием, модернизация или дефекты в электрических и электронных компонентах.

После пожара только индивидуальный анализ может прояснить причину и ее предельные условия. Повреждение двигателя является лишь незначительной причиной пожаров в автомобилях. В ходе мониторинга выяснилось, что загрязнение моторного масла, вызванное несоблюдением или задержкой интервалов его замены и технического обслуживания, является одной из основных причин повреждения двигателя.

Читайте также Гусеничные бронетранспортеры и грузовики MAN: Австралия отправляет очередную партию помощи

Требование об использовании (экологически безопасных) бессвинцовых коренных и шатунных подшипников в двигателях поколения Euro 6 C сопровождалось повышенной чувствительностью к чрезмерному старению масла и попаданию грязи.

Фото: eurotransport.de и Spedition Lenz GmbH & Co. KG