
ФОТО: инспекция дорожного транспорта в Кракове|
Проверка вблизи города Малошув: инспекторов интересует и груз, и тахограф, и маршрут
В 2024 году наибольшее количество каботажных операций выполнилось в Германии (79,31 миллиона тоннокилометров), Франции (31,06 миллиона), Бельгии (18,43 миллиона), Нидерландах (12,7 миллиона) и Италии (10,6 миллиона).
В Польше, как пишет 40ton.net, по этому поводу уже начали бить тревогу. Там каботажные перевозки из года в год набирают обороты.
Читайте также Где конфискуют фуры за каботажные перевозки
Польша с каботажем никак не справится
Если с 2015 по 2021 год этот вид перевозок на польских дорогах не превышал 500 000-600 000 тоннокилометров в год, то уже в 2022-2023 годах эти показатели были значительно выше, достигнув 700 000-800 000 тоннокилометров в год.
Проверка автоперевозчика в зоне отдыха в Гебултове. Фото: Малопольский отдел транспортной полиции
Далее пошло с еще большей восходящей. В 2024 году каботаж в Польше удвоился, увеличившись до 1,537 миллиона тоннокилометров. Конечно, украинские перевозчики также постарались. Несмотря на большие штрафы при обнаружении таких транспортных услуг, наши и турецкие фуры там в лидерах.
Отслеживать можно задним числом
Для таких операций Польша еще в прошлом году сделала "ход конем" и ввела так называемый процесс RMPD. Об этом в свое время редакция Авто25 писала.
Ту программу разработано специально под грузовики из стран, не входящих в ЕС. Такой транспорт в Польше подпадает под действие Реестра международных автомобильных перевозчиков (RMPD), что базируется на спутниковом отслеживании SENT.
Читайте также Польские власти будут следить за всеми украинскими грузовиками на ее территории
Решение было введено специально для борьбы с незаконным каботажем, поскольку спутниковые данные позволяют реконфигурировать движение определенного транспортного средства в пределах Польши. И, как показали недавние примеры, подключение к RMPD может быть решающим при проверках.
Как "пеленгует" незаконный каботаж RMPD
На прошлой неделе, 28 октября, Гданьская воеводская инспекция дорожного транспорта (WITD) остановила грузовик с тентованным бортом, принадлежащий украинскому перевозчику. Фура двигалась по объездной дороге Трьомистом без груза, а его водитель заявил, что едет забрать груз, предназначенный для Украины.
По словам руководителя, его работа ограничивается двусторонними перевозками между Украиной и Европейским Союзом, что в соответствии с соглашением между ЕС и Украиной, продлен до марта 2027 года. Это снимает всяческие ограничения и не требует классических разрешений. Конечно, каботажные перевозки в это разрешение не входят.
На слово о маршруте фуры в Польше поверили, но проверили в системе RMPD и обнаружили каботажный рейс. Фото: Гданьская воеводская инспекция дорожного транспорта
Проверка документации, в частности записей тахографа, вызвала подозрения, что водитель может скрывать свою настоящую трудовую деятельность. Поэтому инспекторы проверили данные геолокации из системы RMPD, к которой было подключено транспортное средство.
Сколько стоил украинцу каботаж
Выяснилось, что зеленый Volvo только что осуществлял каботаж в Польше на маршруте между Варшавой и Гдыней. Такие перевозки не подпадают под действие соглашения между ЕС и Украиной, а это значит, что это должен был быть незаконный каботаж.
Читайте также Украинского перевозчика поймали в Польше за серьезное нарушение: какой штраф
Водитель признал нарушение закона. Инспекция дорожного транспорта (ИДТ) начала административное производство за незаконную перевозку. Это обойдется в штраф 12 000 злотых, что в конвертации соответствует сумме в 136 700 гривен.
Украинцы в Польше не одиноки
Ближайшими компаньонами в каботаже на польских дорогах нашим перевозчикам являются турецкие коллеги. Поскольку уже на следующий день, 29 октября, Краковская воеводская инспекция дорожного транспорта остановила на трассе S7 между Краковом и Енджей рефрижератор турецкой компании.
Турецкая фура везла "каботажные" помидоры, загруженные в Польше для польского получателя. Фото: Краковская воеводская инспекция дорожного транспорта
Турецкому перевозчику светит сразу два штрафа – 12 000 за каботаж, как и украинскому коллеге, и штраф в такой же сумме за не подключение транспортного средства к спутниковому RMPD.
Пока не будут оплачены оба депозита на общую сумму 24 000 злотых (273 208 грн), транспортное средство было принудительно задержано и перемещено на стоянку под охраной.
Читайте также Польского перевозчика поймали на каботаже в Украине: какой штраф
Помидоры не пострадали, их перегрузили на другую фуру и доставили заказчику. Вероятно, турецкой компании и за это придется заплатить, не говоря уже об оплате стоянки своей фуры.