
Экзаменационные хабы МВД
В Украине продолжают разворачивать сеть экзаменационных хабов МВД – специализированных сервисных центров, в которых кандидаты в водители сдают теоретические и практические экзамены по унифицированным правилам.
Читайте также: Получить "права" станет еще сложнее: новый приказ МВД
Проблема заключается в значительных коррупционных рисках, которые создает существующая система экзаменации. По официальной статистике Главного сервисного центра теоретический экзамен проваливает 79% кандидатов в водители. С практикой ситуация еще сложнее – экзамен не сдают 84% кандидатов. Это способствует росту спроса на услуги "бегунков" и мошеннических действий со стороны кандидатов. Также немало украинцев покупают поддельные права.
Возможно ситуация изменится, ведь цель проекта экзаменационных хабов МВД заключается в создании полностью прозрачной, стандартизированной и безбарьерной системы оценки навыков будущих водителей. Все хабы оборудованы одинаково, придерживаются общих процедур и обеспечивают условия для прохождения испытаний.
В помещениях таких центров обустроены просторные классы для сдачи теории и сформирован большой автопарк для практических экзаменов. Автомобили охватывают все ключевые категории – от легковых и мотоциклов до грузовиков и автобусов. Часть автопарка обновлена современными моделями с механической коробкой передач, что позволяет отрабатывать базовые навыки управления в реальных условиях.
Теоретические классы
Каждый теоретический класс оборудован видеокамерами с аудиофиксацией, что устраняют так называемые "слепые зоны" и минимизируют риски постороннего воздействия. Рабочие места оснащены современными компьютерами и системой Face-ID, которая исключает возможность сдачи экзамена другим лицом.
Из-за зафиксированных попыток использования микрокамер, очков со встроенной оптикой и других средств скрытой передачи данных, в классах начали устанавливать защитные пластиковые панели перед мониторами. Они делают невозможным съемку экрана техническими устройствами, что делает процедуру тестирования более защищенной от внешнего вмешательства.
Практические экзамены
Автомобили, на которых сдается практический экзамен, оснащены дополнительными зеркалами заднего вида, видеокамерами и средствами аудиозаписи. Это позволяет лучше оценивать выполнение упражнений и снижает вероятность спорных ситуаций. Автопарк регулярно обновляется моделями категории В. Кандидаты в водители могут заранее ознакомиться со списком доступных автомобилей, где указана марка, год выпуска, тип трансмиссии и сервисный центр, в котором эта модель используется.
Возможные изменения
Ситуацию, когда около 80% кандидатов не могут честно сдать экзамен, сложно назвать нормальной. Очевидно, что существующая система экзаменации требует реформирования и упрощения, Коррупционные риски, которые возникли благодаря существующей системе, способствуют появлению на украинских дорогах водителей с поддельными или купленными правами, что представляет опасность для граждан.
Возможность адекватной сдачи экзаменов в системе, которая не пытается всеми возможными способами "завалить" кандидатов, будет способствовать уменьшению коррупции и лучшей подготовке водителей.