ФОТО: GettyImages|
Обойдемся без электрика: решаем проблемы в автомобиле своими руками
Опытные сервисмены рассказали Авто24 о проблемах в электроборудовании, которые может своими силами решить автовладелец с минимальными навыками. Попытаемся поделиться опытом самостоятельного ремонта электрооборудования легкового автомобиля. Советы в принципе одинаковы для владельцев всех моделей, хотя приведенная методика не касается высокотехнологичных автомобилей с CAN-шиной в электропроводке.
Многие проблемы в электрооборудовании авто объясняются посаженным аккумулятором. На клеммах должно быть не менее 12,5 В – и клеммы должны быть чистыми!
Советы начинающему автоэлектрику
- Не бойтесь: сломать что-то в электрооборудовании по неопытности трудно (см. Правила безопасности);
- Главной проблемой будет диагностика – имейте терпение на самом первом этапе;
- Из специального оборудования вам понадобится разве что тестер (простенький мультиметр), хотя его можно заменить лампочкой с двумя проводами. Но часто и это необязательно;
- Желательно иметь схему электрооборудования вашей модели. Но если вы не можете ее читать – не беспокойтесь о поисках, часто можно обойтись без схемы.
Для несложного ремонта электрооборудования в принципе не требуется помещения, но важно, чтобы в открытые электроприборы, на контакты и клеммы проводки не попадала влага.
Читайте также: Ремонт автомобиля по-военному: если нет запчастей
Правила безопасности
- Перед началом работы снимите клеммы с АКБ;
- Не замыкайте неизвестные провода между собой и с массой кузова;
- При сборке разобранного блока (электроприбора) следите, чтобы зачищенный провод, наконечники или клеммы не касались корпуса и других деталей.
- Любое повреждение изоляции надежно восстанавливайте – защищайте изолентой, ПВХ-трубками и другими средствами.
Не горит лампа
Если речь идет о световом приборе, прежде всего проверяйте его лампочку. Последовательность замены обычно расписана в руководстве по эксплуатации машины. Важно приготовить на замену точно такую лампу, как была: по габаритам, мощности и количеству контактов на цоколе.
Если не горит фара или фонарь, скорее всего перегорела лампа. Но кроме того, есть несколько других причин.
Вторая причина отказа фонаря (фар это касается в меньшей степени) – плохой контакт в патроне лампы. Его так же следует восстановить с помощью спирта, иногда придется аккуратно поцарапать металл каким-нибудь тонким длинным инструментом. Наконец, если в патроне все хорошо, проверяйте разъемы проводки, начав с ближайшего фонаря – контакты внутри колодки могут быть окислены.
Читайте также: На долив: можно ли смешивать рабочие жидкости в автомобиле
Другие электроприборы
- Проверьте предохранитель. Какой именно, можно выяснить из руководства по эксплуатации. Если его под рукой нет, внимательно просматривайте все предохранители в блоке – часто конструкция позволяет увидеть перегоревшую плавкую вставку без извлечения каждого. Иногда виноват не сам предохранитель, а его окислившиеся контакты – смело зачищайте их и промывайте спиртом.
Если предохранитель перегорает несколько раз подряд, значит, в защищенной им цепи нужно искать замыкание на массу или соседний провод.
- Осмотрите проводку. Если машина давно не нова, причиной может быть просто оборванный провод. Чаще это случается у разъема, у наконечника провода в месте соединения с прибором, или в месте, где провод проходит рядом с металлическими деталями, о которые он может перетереться.
Проверьте разъемы проводки. Если с предохранителем и проводами все хорошо, ищите окисленные контакты "мама" и "папа" в штекерах жгутов, идущих от проблемного электроприбора. Зеленый или белый налет с металлических контактов желательно удалять путем промывки спиртом и кисточкой. В худшем случае (коррозия) контакты придется заменить или "обойти", скрутив либо спаяв провода напрямую.
Если в разъем попадала влага, в нем будет развиваться коррозия, которая нарушит контакт, а то и съест металлические детали.
- Проверьте реле (обычно расположенные в коробке предохранителей). Мощные потребители – фары, дворники, подогревы стекол и сидений – включаются через реле. Нечасто, но они тоже выходят из строя. Кроме того, окисляются их ножки и соответствующие разъемы – собственно, с их контроля и очистки и нужно начинать проверку реле.
Реле тоже выходят из строя и "вырубают" отдельные цепи. Бывает, что у исправного реле окисляются ножки-контакты.
- Выключатель электроприбора тоже может быть причиной проблемы. Но для его проверки требуется либо тестер, либо лампочка-контролька, а также некоторая смекалка. А первой проблемой будет добраться до задней части выключателя.
Рекомендация “Авто 24”
Очень рекомендуем перед началом работы найти время и засесть на часок в интернете. Ищите видео или письменный рассказ коллеги-автомобилиста о решении подобной проблемы на вашей (или подобной) модели авто. Как минимум полезным будет увидеть, как устроен важный для вас узел или электроприбор изнутри.
Читайте также: Экономим на обслуживании автомобиля: ТО своими силами