Первая версия бронированного автомобиля "Новатор" на базе Ford F-серии была пикапом, поэтому в салоне помещалось всего пять бойцов. Второе поколение можно назвать пассажирским – в нем безопасно могут передвигаться под вражескими пулями уже десять человек. Чем еще отличается обновленный "Новатор" – в тест-драйве от Сергея Волощенко.

Автомобили “Новатор” уже хорошо известны в боевых подразделениях ВСУ, Нацгвардии, Пограничной службы и других Сил обороны, ведь украинский производитель на начало войны изготавливал пятиместный броневик-пикап на шасси Ford серии F. Находясь в постоянном контакте с военными, разработчики по подсказкам армейских водителей и механиков постоянно что-то совершенствовали.

За прошлый год "Новатор" обновляли дважды. В июле "Украинская бронетехника" на международной выставке International Defence Industry Fair (IDEF 2023) в Стамбуле показала свой бронеавтомобиль, который может взять на борт уже девять бойцов с полным снаряжением.

Предыдущая версия имела пятиместный салон и тентовый крытый кузов пикапа. Кроме большей вместимости десантного отсека, обновленный броневик адаптировали под использование на крыше управляемых боевых модулей и систем ПВО с дистанционным управлением.

Читайте также Бронеавтомобиль "Новатор" поможет при разминировании


Совершенству нет предела

Десятиместная бронированная машины "Новатор-2" имеет ту же платформу Ford F-550, что и в предыдущих поколениях.

Защита машины показала себя неплохо, ведь бронированная капсула спасала экипаж и десант не только от пуль стрелкового оружия, в т.ч. крупнокалиберного, но при наезде на противопехотные и противотанковые мины. V-образное дно модуля под полом с дополнительной защитой гасит энергию взрыва и реально защищает людей внутри от осколков.

Бронекапсула такого исполнения прошла испытания в предыдущих версиях, ее только немного удлинили. Это позволило выполнить пожелания военных, которые просили увеличить количество мест внутри. Сделали это без ущерба основным характеристикам машины.

Читайте также Бронеавтомобиль "Новатор" наехал на противотанковую мину: что с экипажем?

Вторая версия "Новатора" берет на борт десять защитников в полной амуниции. Здесь использована посадка по формуле 2+2+3+3. Два передних ряда сделаны в классическом стиле поперек салона "лицом вперед", а две линейки сидений "трио" размещены вдоль бортов. Посередине можно разместить ящики с БК, а при необходимости – еще и сидящих в рядок друг за другом "спиной вперед" 3-4 бойцов или поставить носилки с раненым.

Рост вместительности достигнут не столько путем увеличения габаритной длины машины и бронекапсулы в частности, сколько благодаря пересмотру эргономики самого салона. При длине 6,5 м предыдущей версии в новой модификации прибавилось всего 10 см.

Для "Новатора-2" взяли ту же платформу, что и для бронеавтомобилей первой генерации 2018 года. Скриншот: Авто24

Кроме этого капсула получила по два дополнительных окна с каждого борта. Там также поставлено бронированное стекло толщиной 5 см. Это как раз то место, где у пикапа был кузов. Его просто зашили броней. Если точнее, то его совместили с салоном кабины, свели все в сплошной бронированный модуль с капсулой внутри.

Естественно, масса возросла. К 8 т далось еще почти 2 т и общий вес составляет почти 10 т, если точнее, то 9 960 кг. Здесь стоит дополнить, что масса зависит еще и от установленной на крыше поворотной платформы боевого модуля под пулеметы калибра 12,7 мм различных производителей – ДШК, НСВТ, Browning и др.

Читайте также Тест-драйв легкого бронеавтомобиля "Новатор"

Не исключено, что производитель поставит на крышу еще купольную систему радиоэлектронной борьбы. Такое пожелание поступило от армейцев. Грузоподъемность позволяет сделать еще и такую новацию, поскольку она выросла с 1845 до 3340 кг.


Мышцы броневика пришлось подкачать

Рост массы из-за дополнительного бронирования шасси, новых четырех окон с бронестеклом, увеличения мест посадки личного состава и обновленного стрелкового модуля сверху потребовал коренных изменений ходовой базы Ford F-550. Здесь сделано многое.

Во-первых, пришлось усилить задний мост, сделать его более жестким. Во-вторых, усилили заднюю подвеску. От пикапа оставили рессоры, но установили две пары мощных амортизаторов, добавили по пневмобаллону на каждую сторону.

Такое дополнение способствовало грузоподъемности, сделало ход мягче. Кроме этого в новой модификации появилась возможность "в зависимости от нагрузки регулировать саму подвеску и регулировать также высоту клиренса".

Крепкий по телосложению, мягкий по ходу и надежный в защите людей внутри – это все тот же "Новатор", но уже десятиместный. Скриншот: Авто24

И хотя основной рост нагрузки ложится на задние колеса, передний мост также частично берет на себя дополнительный вес и его немного усилили.

А вот двигатель оставили тот же, что был в пятиместном бронированном пикапе. Для Ford F-550 здесь классика в виде V8 объемом 6,7 л и мощностью под 300 л.с. Конечно, можно было бы поставить и 400-сильный двигатель, но трех сотен "лошадок" вполне достаточно для 10-тонной машины.

Читайте также Как выдерживает обстрел украинский бронеавтомобиль "Новатор"

Указанный двигатель хорошо тянет по грязи, пашне, снежным переметам и бездорожью. Он делает машину довольно быстрой на дороге с твердым покрытием – сотню держит запросто.

Благодаря удачно подобранным шинам 20-го размера бронеавтомобиль способен проехать на пораженных пулями и кусками мин колесах еще три-четыре десятка километров с максимальной скоростью до 20 км/ч. Конечно, шина будет разорвана, но жизнь людей сохранится. Это во фронтовых условиях чрезвычайно важно.