
ФОТО: Freepik|
Сейчас для привлекательности профессии на первом плане должны быть традиционные льготы – лучшая оплата труда, забота о водителе, а не его эксплуатация
В первую очередь сказываются демографические изменения. Далее в перечне указываются непривлекательные условия труда и огромная проблема с имиджем.
В статистике разбирались эксперты VerkehrsRundschau, которые вывели неутешительный вывод для всего транспортно-логистического сектора экономики.
Читайте также Европа срочно нуждается в водителях автобусов
Кризис с предупреждением
Демографические показатели: 39 процентов немецких водителей старше 55 лет – ежегодно около 30 000 выходят на пенсию, тогда как на их место выходит лишь вдвое меньше молодых водителей.
Проблемы с набором молодых талантов: только пять процентов водителей грузовиков в Европе моложе 25 лет, и многие из них быстро бросают профессию из-за тяжелых условий труда.
Поездка за границу не является панацеей: потенциальные водители из третьих стран сталкиваются с длительными процедурами признания и проблемами с визой.
Читайте также Для грузовиков в ЕС не хватает почти 400 000 парковочных мест
Причины нехватки водителей
Причины кризиса разнообразны и хорошо известны:
Условия труда: недели отсутствия, ночевки в кабине водителя, ненормированный рабочий график
Стоимость услуг: удостоверение водителя грузовика в Германии стоит до 6000 евро, тогда как в Польше – всего около 1300 евро.
Проблема с имиджем: профессия считается "тяжелой": профессия считается "тяжелой, плохо оплачиваемой и малоуважаемой"
Провал политики: нехватка безопасных зон отдыха, медленная цифровизация, нехватка финансирования программ.
Читайте также В Европе заработал сервис поиска надежных стоянок для грузовиков
Дефицит водителей был особенно заметным в Великобритании после Brexit: пустые полки супермаркетов и нехватка водителей в 100 000 человек. Польше не хватает более 120 000 водителей, а Румынии – 70 000.
Технологии, рекрутинг и льготы
Поиск выхода из уже прогнозируемой кризисной ситуации пока положительного результата не дал. Несмотря на то, что технологические разработки на автономное вождение считаются перспективными, это будет в далекой перспективе, пройдут годы, прежде чем их широкое внедрение на европейских автомагистралях станет реальностью.
Более реальными станут системы помощи водителю и телематические решения. Они становятся все более доступными и делают ежедневное вождение более безопасным и удобным.
Читайте также Большая нехватка дальнобойщиков может оказаться фейком
Правда, цифровое подключение имеет и свои недостатки, поскольку постоянный мониторинг, обеспечиваемый телематическими системами, может увеличить нагрузку на водителей.
Рекрутинг претерпел значительные изменения за последние годы. Цифровые платформы и специализированные сайты по поиску работы способствуют контакту между экспедиторами и кандидатами и ускоряют процесс. Однако, какими бы эффективными ни были эти инструменты, они никак не решают основную проблему: низкую привлекательность профессии водителя.
Читайте также Европейские перевозчики жалуются на нехватку водителей
Поэтому на первый план выходят традиционные льготы, стимулы. Прежде всего это лучшая оплата труда, что отражает ответственность и требования работы, а затем предсказуемый рабочий график, который также позволяет отдыхать и заниматься семейной жизнью.
Доступное жилье также играет определенную роль, особенно в городских районах, поэтому все больше компаний предоставляют своим водителям квартиры или помогают им в поиске. Кроме того, существуют модели бонусов и дополнительные услуги, такие как фитнес-программы, программы проката велосипедов для работы и укрепления здоровья.
Читайте также В Европе нехватка водителей: берут детей и женщин
Покрытие расходов на обучение и целенаправленное непрерывное образование также является стимулом эффективного привлечения и удержания новых работников.
"Большинство иностранных водителей набирают из Польши, Венгрии и Чешской Республики, поскольку немецкие работодатели там до сих пор считаются очень авторитетными и честными. Политика и общество также несут ответственность: с политической точки зрения, нехватка парковочных мест, безусловно, является одной из важнейших проблем. Но что-то также должно измениться в обществе в целом", – отмечает гендиректор маркетингового агентства Mehr-Kraftfahrer Филипп Кемп.
Читайте также В Евросоюзе за руль грузовиков 17-летних водителей не пустят
Перспектива и вывод
Сегодня становится понятным, что нехватка водителей – это не краткосрочное явление, а долгосрочная проблема. На повестку дня сегодня выходит взаимодействие бизнеса, политики и общества. Если этого не произойдет, то руль немецкой логистики останется пустым в будущем.